Точечки (т)

ТОЧЕЧКИ (Т)

Взято из книги
"Интеллектуальные игры".

✔ Купить игру Точечки можно в интернет-магазине Семьи Никитиных

Сначала это был строгий математический тест, который мы разработали для измерения "уровня математического развития" детей. Но дети восприняли его по-своему, и мы увидели в нем отличный ресурс для развития математического мышления, для обучения арифметике и счету, а также ресурс, к которому можно неоднократно возвращаться в течение 5-6 лет, добавляя новые, более сложные задачи к уже известным и решенным.

Как сделать игру

На цветной бумаге начертите 44 квадрата (60х60 мм), на них нарисуйте точки и фигуры, как показано на рисунке. 35 На красных квадратах точки линейные, на желтых квадратах — треугольник, на зеленых квадратах — круг и центр. Размер точек (черных кругов) должен быть не менее 5 мм в диаметре. Затем приклеиваем их на картон, высушиваем и разрезаем на отдельные квадраты. Квадраты будут 4 типов: красные, желтые, зеленые с черными точками и белые с черными цифрами. Для хранения квадратов вам понадобится коробка (60x65x90 мм) с крышкой. Внутри коробки можно сделать отделение (1/4 длины), чтобы складывать квадраты с точками и квадраты с цифрами отдельно. Полукруглые вырезы в перегородке и торцевых стенках (рис. 34) значительно облегчают использование ящика.

Самостоятельно выложите все квадраты на столе по порядку, как на рис. 35. Это основное задание (4) игры, которое сначала делится на части, а затем дополняется различными вопросами-заданиями, постепенно усложняющимися.

Можно увидеть, какое "математическое образование" необходимо ребенку, чтобы справиться с такой задачей. Вы должны различать цвета и считать до 10, а если точки идут по кругу, то считать не так просто: сначала вы "считаете слишком много", потом "недосчитываете", вы должны знать, что "порядок" означает увеличение количества точек на одну в каждом последующем квадрате, и так далее.

На первый взгляд может показаться, что эта игра доступна только для детей 1-2 классов, т.е. 7-8 лет, но в нашей семье дети уже достигают этого уровня в возрасте 3-4 лет, и, конечно, так происходит не только у нас, но и везде, что играть в такие игры, как "Точки", начинают с 1,5-2 лет. Вот почему мы также начинаем с задач, которые намного проще, чем задача 4.

"Игровая ситуация" тем более необходима, чем младше ребенок. Здесь тоже должен быть взрослый и очень чутко поддерживать каждый успех на каждом шагу, лишь иногда "забывать" игру на время, а потом возвращаться к ней как к новой и ориентироваться только на интерес и энтузиазм ребенка и ни в коем случае не "заходить слишком далеко", не форсировать игру, потому что тогда игра сразу "умрет".

1 Разложите квадраты по цветам. Для этого разложите квадраты на столе и скажите ребенку: "Давайте сделаем порядок квадратов! (желательно на фоне какой-нибудь сказочной ситуации). Для этого:

(a) переверните все квадраты лицевой стороной вверх так, чтобы были видны точки;

б) расположите квадраты одного цвета так, чтобы получилось 4 кучки;

(c) расположите их в 4 ряда так, чтобы каждый ряд был одного цвета. Малышей, которые не умеют считать, не нужно просить прибраться, а нужно хвалить за то, какие красивые цветные дорожки они сделали.

2 Разложите квадраты по порядку. Предложите ребенку разложить квадраты по цветам — желтый, зеленый, красный (как в задании 1). Затем найдите квадраты без точек в каждом ряду, расположите их первыми слева, а квадраты с одной точкой — рядом с ними. Квадраты без точек ("нулевые точки") понятны даже тем, кто не умеет считать, поэтому это задание как раз подходит для малышей, которые знают только два числа: "один" и "много".

3 Расположите красные квадраты по порядку. Постепенно ребенок правильно расставляет квадраты от 0 до 2 точек, затем до 3, 4 и так далее. Пусть остальные квадраты следуют в беспорядке, хотя иногда дети располагают их более или менее правильно, интуитивно, на глаз, чувствуя, где больше точек, а где меньше.

Джой, чтобы подчеркнуть, записывает в дневнике, что "сегодня Ваня навел порядок в квадратах: 0, 1, 2, 3, 4, смотрят на каждый следующий шаг (до 5, 6, 7, 8 точек и т.д.), но предлагают "Точки" для игры только в том случае, если абсолютно уверены в желании ребенка их взять. В противном случае отложите игру на неделю или месяц и напомните себе о ней, когда увидите, что Ваня безошибочно бросает 5 кубиков.

В этот период вы также должны использовать любые случайные возможности для обучения счету: "Принеси, Ваня, 3 ложки!", "А сколько белых пуговиц у Вани на пиджаке?", "Давай посчитаем, сколько ступенек у нас на крыльце!", "Достань, пожалуйста, еще 4 картошки из корзины!" и т.д. Мы также повесили на стену "Доску сотен", к которой Ваня тянется руками и, показывая на цифры, называет их одну за другой, запоминая как вид самих цифр, так и порядок, в котором они следуют друг за другом. Существуют также большие и маленькие абаксы, с помощью которых также интересно считать. В такой "математической атмосфере", где взрослые не боятся считать сами и вовлекать ребенка, дети относятся к счету как к забаве. Однажды мы даже ели вишни, решая задачу: расставляли фишки на квадрате фланели в точно таком же порядке, как в игре "Точки".

4 Разложите все квадраты по порядку. Когда ваш ребенок освоит счет до 10, вы можете предложить ему сначала расставить 1 ряд точек, а затем перейти к расстановке 2-го и 3-го рядов одновременно.

Но как мы далеки от того легкого и непринужденного обращения с числами первого десятка, которое мы, взрослые, считаем привилегией только пожилых людей. Вот здесь-то и помогут эти дополнительные задания:

(a) Кто может быстро найти, где находится квадрат с 5 (с 6, 7, 8 и т.д.) точками? Поначалу такая задача тоже нелегка. Ряд цифр может быть полезен;

б) Кто может расставить квадраты с цифрами по порядку? Здесь ребенок должен соблюдать два "порядка": во-первых, порядок цифр в натуральном ряду, а во-вторых, каждая цифра должна находиться в одном столбце с квадратами, в которых количество точек равно числу, обозначенному цифрой, т.е. 5 должна находиться в одном столбце с квадратами с пятью точками, 6 — с шестью и т.д.

Теперь, когда все 44 квадрата расположены в 4 ряда, задачу (a) выполнить легко. Число говорит о том, сколько точек находится в квадрате. Хорошо, если ребенок чувствует преимущество, так же как взрослые чувствуют его при нумерации страниц, домов, квартир, телефонов и т.д;

c) Кто может поставить все квадраты в самом быстром порядке (вовремя)? Решающим фактором является время, за которое можно привести в порядок все 44 квадрата. Здесь происходит не только самосовершенствование (улучшение собственных "рекордов"), но, прежде всего, начинает развиваться своеобразная система быстрого раскладывания и складывания квадратов, тасуемых наугад. Попробуйте выполнить такую работу в течение 2,5-2 минут, и вы сразу почувствуете, что это не так-то просто. И именно такую работу ежедневно приходится выполнять почтовым клеркам, библиотекарям, бухгалтерам и другим сотрудникам, ведущим картотеку и каталогизацию. Ведите учет того, сколько минут требуется вашему ребенку, чтобы усердно работать над сортировкой квадратов, и поощряйте каждое изменение, каждый успех.

Точки точечки Автор Светлана Петрова, вокал Юлия Селиверстова

5 Заранее уберите из коробки желтый квадрат без точки и 2 зеленых квадрата (ноль и одна точка) и попросите ребенка ответить, сколько зеленых (красных, желтых, белых) квадратов в одном ряду? В каком ряду их больше? Для этого разложите все квадраты по порядку, а затем просто сосчитайте их.

6. сколько точек находится в первых 5 зеленых квадратах (5 желтых, красный)? Сколько точек в квадратах 6, 7, 8, 9? Младенцы начинают считать точки, просто считая, а это, во-первых, медленно, а во-вторых, не гарантирует ошибок. Как же считать быстро и точно?

7. к каким квадратам нужно прибавить 2, чтобы в каждой паре квадратов было по 10 очков? (0+10, 1+9, 2+8, 3+7, 4+6, 5+5.) К каким квадратам нужно прибавить 2, чтобы в каждой паре квадратов было 9 точек?

8 Сколько квадратов в игре? Сначала вы можете спросить, сколько белых квадратов, затем сколько цветных, сколько квадратов каждого цвета?

9. сколько точек находится в одном ряду квадратов (желтый, красный, зеленый)?

ПОЧЕМУ МЫ БОИМСЯ ОТВЕРСТИЙ?

Какова сумма чисел на квадратах чисел? Если вы запомните задание 7, то сможете, почти не считая, сразу определить результат, потому что вместо счета единицами вы можете считать десятками.

Но вы должны прийти к этому способу после простого подсчета, чтобы увидеть огромную разницу в этих двух способах. В идеале ребенок должен прийти к идее счета десятками, но все зависит от способностей родителей и учителей, смогут ли они подвести ребенка к этой идее с помощью серии игр и вопросов или нет.

10: Сколько точек находится в трех рядах квадратов? Задания 9 и 10 помогут разработать систему быстрого и безошибочного счета, которую потом можно будет использовать в самых разных случаях, а безошибочный счет не менее ценен, чем быстрая работа.

11 Что одинаково в квадратах одного ряда? Этот вопрос можно задать после обычного "разложи по порядку" и отметить, что ребенок заметил из общих признаков в ряду (одинаковая форма всех карточек — квадраты, размер квадратов, цвет, материал, цвет и размер точек на карточках; порядок точек на карточках — круг, треугольник, линия и т.д.) Что одинаково во всех 4 рядах карточек?

12 Можно ли сложить все цветные квадраты по 10 точек в каждом? 9 точек в каждой? (Отложите только квадраты с 10 точками). 15 точек в каждой? Сколько таких стопок вы получите?

13. a) Есть ли в игре два одинаковых квадрата?

b) Какова разница между квадратами одного ряда?

c) Какова разница между квадратами во всех трех рядах? (Цвет каждого ряда, количество точек в квадратах одного ряда, расположение точек в квадратах разных рядов и т.д.).

Эти задачи — не единственный способ узнать о свойствах 44 квадратов, и как только вы начнете играть, вы обязательно придумаете еще много задач.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Женская красота