Структура научного знания, уровни и формы научного знания
В структуре научного знания выделяют три уровня: эмпирический, теоретический и метатеоретический.
На эмпирическом уровне познание происходит в процессе непосредственного взаимодействия с объектом. Здесь объект исследования отражается прежде всего в его внешних связях и проявлениях. Конкретность, фрагментарность и вероятностный характер являются характерными чертами эмпирического познания. В нем доминирует сенсорный момент познания, но рациональный момент также присутствует, но имеет подчиненное значение. Задачей эмпирического уровня является сбор и первичное обобщение фактов, описание данных и наблюдений и экспериментов, их систематизация и классификация, Научное знание на эмпирическом уровне имеет форму научного факта — проверенного знания о признаках, свойствах изучаемого объекта. Собранные и систематизированные научные факты составляют эмпирическую основу науки, на которой базируется теоретический уровень научного знания.
Теоретический уровень — это уровень познания, на котором, опираясь на эмпирические основания, происходит осмысление явлений изучаемой предметной области с точки зрения их внутренних и существенных связей и закономерностей. Научное знание на этом уровне появляется в виде проблемы, гипотезы, закона, теории.
Проблема — это форма научного знания, содержанием которого является то, что еще не познано человеком (знание о незнании). Проблема возникает, когда обнаруживается новое явление, которое не может быть объяснено в системе существующих знаний.
Гипотеза — форма научного знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и требует доказательства.
Закон — знание, которое в форме теоретических положений отражает существенные, необходимые и повторяющиеся связи явлений.
Теория — это последовательная, непротиворечивая, обобщенная система знаний, раскрывающая существенные связи и отношения между элементами изучаемой реальности и описывающая их с помощью системы законов. На основе теории получаются объяснения и предсказания новых явлений.
Следует отметить, что эмпирический и теоретический уровни взаимосвязаны, а граница между ними условна и очень подвижна.
Метатеоретический уровень включает в себя методологию и философию науки. Методология науки — это учение о методах, формах и внутренних механизмах научного познания. Предметом методологии научного познания является:
- методы и деятельность научных исследований;
- формы научного познания;
- нормы и идеалы науки.
В самом общем смысле метод — это совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Метод — это система предписаний, правил, требований, которые направляют субъект познания на достижение определенного результата.
Основания для классификации методов могут быть различными. Традиционно методы научного познания классифицируются по формальным признакам: существуют общелогические методы, которые применяются как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция и т.д.), и по содержательным аспектам — эмпирические и теоретические методы исследования.
5.7 Научное познание и знание — Философия для бакалавров
Эмпирические методы исследования включают: наблюдение, эксперимент, измерение, описание. Наблюдение — это целенаправленное, систематическое наблюдение, проводимое с целью определения конкретных свойств и отношений объекта познания Наблюдение позволяет фиксировать только то, что выявляет объект исследования. Эксперимент — это метод исследования, предполагающий преднамеренное, активное вмешательство в ход изучаемого процесса, при котором соответствующее изменение объекта или его воспроизведение происходит при определенных условиях, отвечающих целям исследования. Экспериментирование характеризуется контролируемостью и повторяемостью. Описание — описание результатов наблюдения или эксперимента с использованием естественного или искусственного языка. Измерение — совокупность когнитивных операций, выполняемых средствами измерений для нахождения численного значения измеряемой величины в единицах измерения.
Теоретические методы исследования включают:
- формализация;
- аксиоматический метод;
- Гипотетико-дедуктивный метод;
- Восхождение от абстрактного к конкретному и т.д.
Формализация — это выражение содержания знаний в символической форме (формализованный язык). Это необходимо для более точного выражения мыслей, исключая двусмысленное понимание.
Аксиоматический метод — это способ построения научной теории, которая основывается на определенных исходных посылках, из которых с помощью специальных правил дедукции выводятся другие посылки теории.
Гипотетико-дедуктивный метод — это система дедуктивно связанных гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. Эти выводы, поскольку они основаны на гипотезах, носят вероятностный характер. Восхождение от абстрактного к конкретному — это метод теоретического исследования, который предполагает переход от отдельных общих абстракций к их единству — конкретно-всеобщему. Она отражает противоречивое развитие самого объекта исследования.
Общие логические методы включают:
- сравнение;
- анализ;
- синтез;
- абстракция;
- обобщение;
- индукция;
- вычет;
- аналогия;
- моделирование и т.д.
Анализ — метод познания, при котором объект познания разделяется на составные части, которые рассматриваются независимо по отношению к целому.
Синтез — метод познания, при котором отдельные компоненты объекта объединяются в единое целое с учетом знаний, полученных при анализе.
Абстрагирование — метод познания, при котором мысленно абстрагируются от ряда признаков и характеристик объекта, которые считаются нерелевантными для данного исследования, выделяя при этом признаки и характеристики объекта, представляющие интерес для исследователя.
Видео 2 4 Структура научного знания эмпирический и теоретический уровни научного исследования
Обобщение — метод познания, с помощью которого устанавливаются общие черты, характеристики и отношения объекта.
Индукция — метод познавательной деятельности, при котором на основе отдельных фактов или предположений делается общий вывод.
Дедукция — метод познания, с помощью которого из общих утверждений выводятся выводы конкретного характера.
Аналогия — это метод познания, суть которого заключается в установлении сходства определенных свойств, признаков, отношений между различными объектами.
Моделирование — это метод исследования, который заключается в изучении аналога того или иного фрагмента реальности (модели), который воспроизводит структуру, функции, особенности фрагмента реальности (исходной модели).
Целостность многообразия научного знания обеспечивается не только взаимосвязью теоретического и эмпирического уровней, но и наличием так называемых оснований научного знания. К ним относятся научная картина мира, идеалы и нормы научного исследования и философские основы науки.
Идеалы и нормы науки включают:
- Идеалы и нормы научного объяснения и описания; идеалы и нормы научного доказательства;
- Идеалы и нормы построения и организации научного знания.
Целостное единство идеалов и норм научного поиска, имеющее место на данном этапе развития науки, выражается понятием стиля научного мышления. Стиль научного мышления — это обобщенная характеристика определенного исторического типа методологических средств и норм научного познания. Можно выделить классический, неклассический и постклассический стили научного мышления. Характер идеалов и норм науки определяется предметом исследования, спецификой изучаемых объектов, а содержание всегда формируется в конкретном социокультурном контексте. При переходе на новый этап научного исследования, например, от классического к неклассическому, радикально меняются его идеалы и нормы исследования. Например, нормы объяснения и обоснования знания в классическом естествознании отличаются от норм современной науки.
Научная картина мира — это идеальная знаковая модель изучаемой реальности, построенная на основе агрегированных научных знаний. Научная картина мира играет роль не только формы систематизации научного знания, но и исследовательской программы, определяющей задачи эмпирического и теоретического исследования, а также выбор средств их решения. История научного познания сопровождалась периодическим изменением картины мира. Это означает изменение так называемых научных парадигм.
Понятие "парадигма" (от греч. — пример, образец) было введено американским историком науки Т. Куном. Оно обозначает определенный набор идеалов и норм научного исследования, общепринятых в научном сообществе на данном этапе, которые на определенный период времени задают модель, образец для постановки и решения научных проблем. Различные научные мировоззрения действуют в разные исторические периоды. При смене парадигм меняются базовые представления о мире, об основных объектах мира, об общих закономерностях их взаимодействия, возникает новая интерпретация базовых понятий. Смена парадигмы — это революционное изменение в науке, ее выход на новые этапы развития.
Третьим компонентом оснований науки являются философские основания. Содержание философских оснований науки выражается, во-первых, в философских принципах, отражающих основные предпосылки и общую направленность познавательных процессов. Во-вторых, в нормах научной познавательной деятельности, закрепленных в принципах наблюдаемости, воспроизводимости, простоты и т.д. Философская основа науки имеет мировоззренческую функцию. Это блок наиболее общих представлений об изучаемой реальности, определяющих основные черты пути ее познавательного развития, которые определяются в идеалах, нормах и методах научного исследования, а также в формах предметного знания.