Идеалы науки в философии

Идеалы науки в философии

ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУКИ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

ИДЕАЛЫ И СТАНДАРТЫ НАУКИ — это идеи и нормативные принципы, выражающие представления о ценностях научной деятельности, ее целях и способах их достижения. В соответствии с двумя аспектами функционирования науки — как познавательной деятельности и как социального института — выделяют: а) познавательные идеалы и нормы, которые регулируют процесс воспроизводства предмета в различных формах научного знания; б) социальные нормы, которые закрепляют роль науки и ее ценность для социальной жизни на определенном этапе исторического развития, управляют процессом коммуникации исследователей, отношениями научных сообществ и институтов друг с другом и с обществом в целом и т.д.

Когнитивные идеалы и нормы реализуются в следующих основных формах: идеалы и нормы 1) объяснения и описания, 2) доказательства и обоснованности знаний, 3) построения и организации знаний. Вместе они образуют своеобразную схему метода исследовательской деятельности, обеспечивающую освоение предметов определенного типа. На основе познавательных идеалов и норм формируются специфические для каждой науки методы эмпирического и теоретического изучения ее объектов. Идеалы и нормы науки развиваются исторически. В их содержании можно выделить три взаимосвязанных уровня смысла, выражающих: 1) общие черты научной рациональности, 2) их модификация в различных исторических типах наук, 3) их конкретизация в связи со спецификой объектов данной научной дисциплины.

Первый уровень представлен признаками, отличающими науку от других форм знания (разговорного, художественного, философского, религиозно-мифологического познания мира и т.д.). Природа научного знания, процедуры его обоснования и стандарты доказательности в разные исторические эпохи понимались по-разному. Однако то, что научное знание отличается от мнения, что оно должно быть обосновано и доказано, что наука не может ограничиваться прямой констатацией явлений, а должна раскрывать их сущность — эти нормативные требования выполнялись как античной и средневековой наукой, так и наукой Нового времени и наукой XX века.

Второй уровень содержания исследовательских идеалов и норм представлен исторически изменчивыми установками, характеризующими тип научной рациональности, стиль мышления, доминирующий в науке на конкретном историческом этапе ее развития. Таким образом, сравнивая математику Древней Греции с математикой Древнего Вавилона и Древнего Египта, можно обнаружить различия в идеалах организации знаний. Идеал знания как набора рецептов для решения задач, принятый в математике Древнего Египта и Вавилона, сменяется в греческой математике идеалом организации знания как целостной теоретической системы, в которой теоретические следствия вытекают из предварительных предпосылок-постулатов. Самым ярким воплощением этого идеала стала евклидова геометрия.

Сравнение методов обоснования знаний, господствовавших в средневековой науке, с нормами исследования, принятыми в современной науке, показывает изменение идеалов и норм доказательства и обоснования знаний. В соответствии с общими мировоззренческими принципами, ценностными ориентациями и когнитивными установками, закрепленными в культуре своего времени, средневековый ученый различал правильное знание, проверяемое наблюдением и дающее практический эффект, и истинное знание, раскрывающее символический смысл вещей, позволяющее через чувственные вещи микрокосма увидеть макрокосм, через земные предметы соприкоснуться с миром небесных сущностей. Поэтому при обосновании знания в средневековой науке обращение к опыту как доказательству соответствия знания свойствам вещей означало, в лучшем случае, раскрытие лишь одного из многих смыслов вещей, причем далеко не главного. В процессе формирования естественных наук в конце XVI-XVII веков были установлены новые идеалы и стандарты достоверности знаний. В соответствии с новыми ценностными ориентациями и установками главная цель познания была определена как изучение и раскрытие естественных свойств и отношений объектов, а также открытие естественных причин и законов природы. Следовательно, основным требованием достоверности знаний о природе было требование их экспериментальной проверки. Эксперимент считался самым важным критерием истинности знаний.

Историческое развитие естественных наук было связано с формированием классической, затем неклассической и постклассической рациональности, каждая из которых меняла прежние характеристики исследовательских идеалов и норм (см. Наука). Например, физик классической эпохи не принял бы идеалы квантово-механического описания, в котором теоретическая характеристика объекта дается со ссылкой на природу приборов, а вместо полной картины физического мира предлагаются две взаимодополняющие картины, где одна дает пространственно-временное, а другая — причинно-следственное описание явлений. Классическая физика и квантово-релятивистская физика — это разные типы научной рациональности, которые находят свое конкретное выражение в разном понимании исследовательских идеалов и норм.

Наконец, в содержании идеалов и норм научного исследования можно выделить третий уровень, в котором установки второго уровня конкретизируются применительно к специфике предметной области каждой науки (математика, физика, биология, общественные науки и т.д.). Например, в математике не существует идеала экспериментальной проверки теорий, но для экспериментальных наук она обязательна. В физике существуют специальные нормы для обоснования разработанных математических теорий. Они выражаются в принципах наблюдаемости, соответствия и инвариантности. Эти принципы регулируют физические исследования, но они излишни для наук, только вступающих в стадию теоретизирования и математизации. Современная биология не может обойтись без идеи эволюции, поэтому методы историзма органично вписываются в ее систему познавательных принципов. Физика, с другой стороны, до сих пор не прибегала непосредственно к этим методам. Если в биологии идея эволюции распространяется на законы живой природы (эти законы появляются с зарождением жизни), то в физике проблема происхождения физических законов, действующих во Вселенной, до недавнего времени вообще не поднималась. Только в современную эпоху, благодаря развитию теории элементарных частиц в тесной связи с космологией, а также достижениям термодинамики неравновесных систем (концепция И. Пригожина) и синергетики, эволюционные идеи начинают проникать в физику, вызывая изменения ранее сложившихся идеалов и дисциплинарных норм.

Особая система когнитивных регулятивов характерна для социально-гуманитарных наук. Они учитывают специфику социальных объектов — их историческую динамику и органическое участие сознания в развитии и функционировании социальных процессов.

Идеалы и нормы науки определяются двумя способами. С одной стороны, они определяются природой изучаемых объектов, а с другой — мировоззренческими структурами, доминирующими в культуре данной исторической эпохи. Первая наиболее ярко проявляется на уровне дисциплинарной составляющей содержания идеалов и норм познания, вторая — на уровне, выражающем исторический тип научной рациональности. Определяя общую схему метода работы, идеалы и нормы регулируют построение различных типов теорий, осуществление наблюдений и формирование эмпирических фактов. Исследователь может не знать всех нормативных структур, используемых в поиске, многие из которых кажутся ему очевидными. Они часто изучают их, рассматривая закономерности и результаты уже проведенных исследований. Процессы построения и эксплуатации научного знания показывают идеалы и нормы, в соответствии с которыми это знание было создано. В их системе возникает специфическая форма референции, на которую ориентируется исследователь. Для Ньютона, например, идеалы и нормы организации теоретического знания были выражены евклидовой геометрией, и он создал свою механику, руководствуясь этой моделью. Ньютоновская механика, с другой стороны, была своего рода точкой отсчета для Ампера, когда он приступил к разработке обобщающей теории электричества и магнетизма.

В то же время историческая изменчивость идеалов и норм и необходимость выработки новых регуляторов исследования создают потребность в их осмыслении и рациональной экспликации. Результатом такого осмысления являются методологические принципы науки, в системе которых описаны идеалы и нормы проведения исследований. Разработка новых методологических принципов и утверждение новой системы идеалов и норм науки — один из аспектов глобальных научных революций, в ходе которых возникает новый тип научной рациональности.

Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1981;

2; Научные революции в культурной динамике. Минск, 1987. 3;

Философия: идеалы науки

3. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988;

Взаимодействие философии и науки

4. философия и методология науки, часть 2. 2. М., 1994;

5. степин В.С., Розов Μ Α, Горохов В.Г. Философия науки и техники. М., 1995;

6. Степин В.С. Современная философия науки. М., 1996;

7. он также. Теоретические знания. Структура, историческая эволюция. М., 2000.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Женская красота