Бэкон: новый органон: кратко

С Бэкона начинается отсчет философии Нового времени. В определенном и вполне оправданном смысле он даже стал ее символом. Точнее, предка. Бэкон был для философии тем же, чем Коперник и Галилей были для астрономии и естественных наук. Интересное совпадение: как и Томас Мор — его великий соотечественник — Бэкон также был лордом-канцлером, но при другом короле, Якове I, он также попал в тяжелую немилость (хотя и в парламенте). Обвиненный во взяточничестве, он был на короткое время заключен в тюрьму и умер, не выдержав унижения.

Чем мировая культура обязана Бэкону? Он первым порвал со схоластическим прошлым и аристотелианством как главным препятствием для дальнейшего развития теории и практики, с протестантской решимостью и отсутствием заботы о церковных властях. "Истина — дочь времени, а не власти". — заявил барон Веруламский (таков был дворянский титул философа). Он первым четко определил основной путь науки, по которому она движется и сегодня: опора на достоверные факты, на опыт и эксперимент. Главная работа Бэкона, обессмертившая его имя, называется "Новый Органон" (хотя она является частью более обширного, грандиозного и незаконченного труда с более чем характерным названием "Великое восстановление наук"). Само название демонстративно и вызывающе высмеивает корпус методологических и логических работ Аристотеля, вошедших в историю как "Органон". Название Бэкона, по сути, является революционным лозунгом на знамени тех, кто, ничего не боясь, осмелился решительно порвать с мертвым наследием прошлого и поднять науку на новые рубежи. И именно Фрэнсис Бэкон возглавил, вначале всего лишь горсткой храбрых душ, штурм обветшалых твердынь прошлого.

В чем заключалась логика его рассуждений. Наука, какой она была на заре революции в естествознании, была не столько системой достаточно скромных экспериментальных результатов, сколько нагромождением всевозможных заблуждений и бессмыслиц, подкрепленных ссылками на авторитеты. Имени Аристотеля было достаточно, чтобы вынести смертный приговор любому вопросу и, кстати, любому, кто его задавал. В мире науки господствует не истина, а иллюзия. Поэтому, говорит Бэкон, прежде всего, необходимо указать на источники человеческих ошибок.

Их четыре. Философ называет их коротко и емко: идолы (в разговорных переводах — духи, хотя в оригинальном тексте стоит idold). Они, как кровожадные языческие идолы, встают на пути любого, кто пытается творчески и беспристрастно осмыслить реальность. Сначала идут духи рода: они обусловлены самой природой человека, ограниченностью сенсорных каналов, связывающих его с объективным миром, и несовершенством самого разума. В результате "человеческий разум подобен неровному зеркалу, которое отражает вещи в искаженном и изуродованном виде, сливаясь с природой вещей".

Далее следуют призраки пещеры — заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого, утверждает Бэкон, помимо ошибок, присущих человеческому роду, "есть своя особая пещера, другая, нарушающая и искажающая свет природы" (образ, явно навеянный отрывком из "Государства" Платона). Причина таких иллюзий обычно коренится в неправильном воспитании, чрезмерном увлечении прочитанными книгами и всевозможными авторитетами, навязывающими свою волю и ошибочные мнения.

«Идолы» Фрэнсиса Бэкона. Кратко

Призраки рынка возникают в результате некритического принятия мнения толпы, неправильного употребления слов, непонимания истинного значения научных терминов и т.д. Наконец, призраки рынка — это универсальный фарс, царящий повсюду — в политике, науке, философии: это бесконечные спектакли, разыгрываемые на сцене суеты политическими шутами, жрецами науки и фокусниками философии, которые своими глупостями отвлекают людей от реальных ценностей и их правильного понимания. В результате таких "фантомных комедий" создаются целые вымышленные и искусственные (мы бы сейчас добавили — виртуальные) миры, в которых живет запутавшееся человечество.

Таким образом, кошмарные призраки идолов преследуют искателя истины повсюду. Однако ему не нужно бояться этого видения, если он вооружен научно отточенным методом познания. И здесь Бэкон переходит к основной части своего трактата. Буквально, "метод" означает "путь" на греческом языке (точно так же, как китайское Дао). Но есть разные пути. Какой из них правильный? Какой из них правильный? У каждого есть возможность выбрать один из трех основных путей познания — паука, муравья и пчелы.

"Путь паука" — это попытка вывести истины из чистого разума, подобно тому, как паук плетет паутину из самого себя. Бэкон считает такой путь поспешным, оторванным от реальности. Это заманчиво, и многие ученые следуют этому, но в итоге они получают очень шаткие и ненадежные гипотезы. Основная причина ошибок последователей "пути паука" — их полное незнание фактов, что неизбежно приводит к умозрительным построениям логического порядка и свободному жонглированию ими.

"Путь муравья" — прямая противоположность первому: ему следуют те, кто рабски привязан к фактам, но не способен их правильно обобщать. Такие ползучие эмпирики, подобно изможденным муравьям, собирают разрозненные факты и обнаруживают, что не могут сделать из них правильные теоретические выводы.

"Путь пчелы, по мнению Бэкона, — единственно правильный путь, который может привести к истине: он обладает преимуществами первых двух путей и в то же время позволяет преодолеть все недостатки, изложенные выше, и достичь гармоничного единства эмпирического и теоретического в познании.

"Новый Органон" написан буйным, образным языком времен Шекспира. Бэкон, кстати, был поклонником и покровителем великого драматурга; некоторые литературные критики, взбешенные так называемым "шекспировским вопросом", даже утверждали, что "Шекспир" — это псевдоним самого Бэкона. Книга представляет собой, по сути, сборник афоризмов. У него даже есть подзаголовок — "Афоризмы об интерпретации природы и царства человека". Всех таких максим в книге, увидевших свет и незаконченных при жизни философа, — 182 (правда, некоторые занимают несколько страниц). Каждый отрывок дает прекрасное представление о стиле философской прозы лорда-канцлера, барона Веруламского.

Человеческий разум жаден. Он не может остановиться или пребывать в состоянии покоя, но толкается все дальше и дальше. Но тщетно! Поэтому мысль не может постичь границу и конец света, а всегда, как бы по необходимости, представляет себе нечто существующее еще дальше. Точно так же невозможно представить, как вечность достигла настоящего. Ибо обычная мысль, различающая бесконечность в прошлом и бесконечность в будущем, отнюдь не верна, поскольку из этого следовало бы, что одна бесконечность больше другой и что бесконечность уменьшается и склоняется к конечности. "…" Но легкомысленно и невежественно философствовать тому, кто ищет причины всеобщего, равно как и тому, кто не ищет причин соподчиненного и подчиненного. "…"

Человеческий разум — не сухой свет, он усеян волями и страстями, и это порождает в науке жажду каждого. Скорее, человек верит в истинность того, что он предпочитает. Он отвергает то, что трудно — потому что у него нет терпения продолжать учиться; то, что трезво — потому что оно непростительно; то, что выше природы — из-за суеверия; свет опыта — из-за высокомерия и презрения к нему, чтобы не казалось, что разум погружен в то, что низко и неустойчиво; парадоксы — из-за популярного мнения. Бесконечным количеством способов, иногда незаметных, страсти загрязняют и развращают разум.

ФИЛОСОФИЯ ЗА 5 МИНУТ | Френсис Бэкон

Оптимальной методологией научного познания Бэкон считал индукцию — постепенное накопление и тщательный анализ собранных фактов, постепенное, почти пошаговое, умозаключение из обобщенного материала. Этот подход основан на так называемых таблицах открытий. Как они работают? Человек собирает достаточное количество разнообразных случаев, касающихся того или иного явления, и ищет их причину (таблица присутствия). Далее анализируется соответствующее количество случаев, в которых изучаемое явление не наблюдалось (таблица отсутствия). Наконец, рассматриваются происходящие изменения (таблица степеней). В результате определяется причина изучаемого явления или выявляются его внутренние закономерности.

Давайте сразу договоримся: на разработанных Бэконом таблицах, которыми он так гордился, никто никогда ничего не открыл. Но они совсем не в почете у великого английского мыслителя. Он породил бурный поток философской и научной мысли, освежающий весенний паводок над разложившимся европейским мировоззрением, смывая затхлое наследие схоластики и спекулятивной физики.

Бэкон стремился быть первым в жизни, политике и науке. Неслучайно он был убит в результате импровизированного эксперимента, который проводил сам. Во время остановки на постоялом дворе зимой ему вдруг пришла идея попробовать сохранить куриное мясо, набив тушку снегом. Волнение привело к серьезной простуде. Вскоре последовала смерть. Показательна реакция умирающего экспериментатора. "И все же эксперимент был суперуспешным!". Надпись на надгробии философа гласит: "Решив все проблемы тайн природы и гражданской мудрости, он умер, повинуясь естественному закону: все сложное подвержено тлению". Все тайны бытия, конечно, никогда не будут разгаданы не только одним мыслителем, но и наукой в целом. Но пока существует философия, она никогда не перестанет гордиться тем, что среди ее сыновей был блестящий служитель истины и мужественный первопроходец Фрэнсис Бэкон, вдохновивший не одно поколение ученых, пришедших после него.

* * *
Прочитайте короткий и ясный текст (конспект, доклад) о философе и его работах: Бэкон: НОВЫЙ ОРГАН.
В отношении философского произведения устанавливается: краткая история его возникновения, как можно более кратко — содержание и смысл, суть и современная интерпретация произведения, приводятся некоторые отрывки-цитаты.
В тексте также рассказывается о самом философе — авторе произведения — и приводятся некоторые факты из жизни философа.
Надеемся, что это краткое изложение поможет читателю понять философию и послужит пособием при подготовке докладов, эссе по философии, ответов на экзаменах или тестах, а также сообщений в блогах и социальных сетях.
.
Фридрих Ницше и другие философы: произведения и цитаты

 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Женская красота