Значение науки в современной цивилизации текст научной статьи по специальности « философия, этика, религиоведение»

Значение науки в современной цивилизации Текст научной статьи по специальности « Философия, этика, религиоведение»
Журнал CC BY

  • Философия, этика, религиоведение

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Филимонов Е.Р., Черноусова И.Д.

Текст научной работы на тему «Значение науки в современной цивилизации»

ЗНАЧЕНИЕ НАУКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Е.Р. Филимонов, курсант, И.Д. Черноусова, доцент, к.ф.-м.н., доцент.

I. D. Черноусова, доцент, Воронежский институт МЧС России

Наука играет особую роль в современной цивилизации. Технологические достижения 20-го века, благодаря которым развитые страны Запада и Востока перешли на новый уровень жизни, основаны на применении достижений науки. Эта наука не только революционизирует сферу производства, но влияет и начинает регулировать многие другие сферы человеческой деятельности, перестраивая их средства и методы. Проблемы будущего современной цивилизации невозможно обсуждать в отрыве от анализа современных тенденций развития науки и ее перспектив. Хотя в современном обществе существуют антинаучные движения, наука широко воспринимается как одна из высших цивилизационных и культурных ценностей.

Техногенная цивилизация — довольно поздний продукт человеческой истории. Долгое время эта история протекала как взаимодействие традиционных обществ. Только в X-XI веках в европейском регионе возник особый тип развития, связанный с появлением техногенных обществ, их последующей экспансией в остальной мир и изменением традиционных обществ под их влиянием. В традиционных обществах темпы социальных изменений медленные, виды деятельности и их средства могут существовать веками в виде устойчивых стереотипов, поэтому в культуре этих обществ приоритет отдается традициям, идеям и нормам, аккумулирующим опыт предков, канонизированным стилям мышления; инновационная деятельность не рассматривается как высшая ценность.

Техногенная цивилизация — это особый тип общественного развития и особый тип цивилизации, определяющие характеристики которой как бы противоположны характеристикам традиционных обществ. Здесь возникает особый вид личной автономии: человек может менять свои корпоративные связи, не привязан к ним жестко, может и строит свои отношения с людьми очень гибко. Развитие техногенной цивилизации начинается с эпохи Возрождения. Она проходит три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Важнейшей основой его жизнедеятельности становится развитие технологии, причем не только через спонтанные инновации в самой сфере производства, но и через регенерацию всех новых научных знаний и их внедрение в технико-технологические процессы. Таким образом, возникает тип развития, основанный на ускоренном изменении природной среды. Изменение этого мира приводит к активной трансформации социальных связей людей. В техногенной цивилизации НТП постоянно меняются типы коммуникации, формы межличностного общения, типы личности, образ жизни. Результатом этого является четко ориентированная на будущее направленность прогресса. Человек понимается как активное существо, находящееся в активном отношении к миру. Деятельность человека должна быть ориентирована на

Как этика тормозит развитие науки

преобразуя и переделывая внешний мир. В свою очередь, внешний мир рассматривается как арена человеческой деятельности.

Вторым важным аспектом, характерным для техногенного общества, является понимание природы как упорядоченной, юридически оформленной области, в которой разумное существо, знающее законы природы, способно осуществлять власть над внешними процессами и объектами, подчинять их своему контролю, тогда как в традиционном обществе природа понимается как живой организм, в который органически встроен человек, само понятие закона природы, отличного от законов, управляющих социальной жизнью, было ему чуждо.

Власть и господство в техногенной цивилизации предполагает обладание и присвоение благ. Сама преобразовательная деятельность рассматривается как процесс, обеспечивающий человеку власть над объектом, господство над внешними обстоятельствами, которые человек призван подчинить. Характеристика цивилизационных достижений в терминах мощности (производительных сил и т.д.) выражала установку на приобретение человеком все больших возможностей, позволяющих ему расширять горизонт своей преобразовательной деятельности. С этим связан особый статус научной рациональности в системе ценностей техногенной цивилизации, особое значение научно-технического взгляда на мир, поскольку знание о мире является условием его преобразования. Она порождает убеждение, что человек способен, открыв законы природы и социальной жизни, регулировать природные и социальные процессы в соответствии со своими целями. Поэтому в современной европейской культуре и в последующем развитии техногенных обществ категория науки приобретает своего рода символическое значение.

Престижный статус науки стимулирует внедрение очень многих ее развитых форм. Изучая их и анализируя, как менялись функции науки в общественной жизни, можно определить основные черты научного знания, его возможности и ограничения. Проблема этих возможностей сегодня стоит особенно остро. Дело в том, что само развитие техногенной цивилизации достигло критического предела, который установил границы этого типа цивилизационного роста. Это стало очевидным во второй половине 20-го века в результате глобальных кризисов.

Выделяются три основных вопроса. Первый — это выживание в условиях продолжающегося развития оружия массового уничтожения. В ядерный век человечество впервые в своей истории стало смертоносным, и этот печальный итог стал "побочным эффектом" развития науки и техники, открывшим все большие возможности для развития военных технологий.

Научная этика простыми словами

Второй и наиболее острой проблемой нашего времени является нарастающий экологический кризис в глобальном масштабе. Два аспекта существования человека как части природы и как активного существа, преобразующего природу, вступают в конфликт.

Третья проблема — это проблема сохранения человеческой личности, человека как биосоциальной структуры в условиях нарастающих и всеобъемлющих процессов отчуждения. Эту глобальную проблему иногда называют современным антропологическим кризисом. Человек, усложняя свой мир, все чаще призывает силы, над которыми он не властен и которые становятся чуждыми его природе.

Все чаще человек подвергается воздействию неподвластных ему сил, которые становятся чуждыми его собственной природе. Действительно, современная индустриальная культура предлагает большие возможности для манипуляции сознанием. Ускоренное развитие индустриальной цивилизации делает проблему социализации и формирования идентичности очень сложной. Постоянно меняющийся мир отсекает многие корни, традиции, заставляя людей жить в разных традициях одновременно. Современные технологии позволяют общаться с людьми с разных континентов, но в то же время люди не знают своих соседей.

Существует опасность разрушения телесности человека из-за гигантских нагрузок на его психику, стрессов, заражения канцерогенами, мутантами и т.д. Цивилизация значительно увеличила продолжительность жизни человека и развила медицину, но в то же время она свела на нет естественный фактор удаления носителей генетических ошибок из человеческой расы. Выход из ситуации иногда видится в перспективе генной инженерии, но это таит в себе не меньшую опасность.

Текущие глобальные кризисы ставят под сомнение тот прогресс, который был достигнут в развитии человеческого потенциала на сегодняшний день. Существует множество антигражданских концепций, которые возлагают на науку и ее технологические приложения ответственность за растущие глобальные проблемы. Крайние антицивилизаторы призывают прекратить НТП и вернуться к традиционному обществу, но тогда чем кормить людей. Выход — направить НТП на приоритетное достижение гуманистических целей.

Список использованных источников:

1. Радугин А.А., Радугина О.А.. Философия науки. Москва: Центр, 2006.

2. Хенон Р. Человек и искусство // Кризис современного мира. М., 1998. т. 1. С. 112-150.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Женская красота