В.и.вернадский «о научном мировоззрении»

В.И.Вернадский "О научном мировоззрении"

Особое место в изучении Владимира Ивановича Вернадского (1863-1943) занимают философские концепции. Указывая на общее плодотворное влияние философии на науку и формирование научного мировоззрения, он подчеркнул, что на этапе формирования новых научных течений необходимо временно абстрагироваться от доминирующих философских концепций, которые уже стали частью научного мировоззрения. В определенной степени они могут препятствовать рождению новых научных идей. В данном случае это правомерно, как отмечает В.И. Вернадского, подойти к рассмотрению природных явлений научно, на основе синтетической логики эмпирических обобщений. А когда на основе эмпирических обобщений формулируются новые понятия, обращение к философии, по мнению Вернадского, имеет положительное значение, поскольку "философское мировоззрение вообще и в частности создает ту среду, в которой происходит и развивается научная мысль". В определенной степени она обуславливает его, сама изменяясь (в результате) его достижений.

Владимир Иванович Вернадский был основателем величайшего направления в науке — учения о биосфере и ее переходе в ноосферу. Ноосфера — это новое геологическое состояние биосферы, подготовленное эволюцией живой материи и определяемое человеческим разумом. Задолго до появления работ Римского клуба Вернадский определил необходимость для человечества мыслить и действовать в планетарной перспективе, в соответствии с организационными возможностями биосферы. Он указывает на важность для человечества быстрого и интенсивного роста научного мировоззрения. Он является одним из ведущих факторов формирования ноосферы. На конкретных примерах из истории науки Вернадский показывает влияние религии, философии и искусства на формирование научного мировоззрения. Это влияние обогащает научное мировоззрение. Если научное мировоззрение в основном раскрывает субъективное отношение человечества к Вселенной, то религия, философия и искусство скорее выражают целостность Вселенной, ускоренное существование человека в ней и необходимость духовного и нравственного руководства. Научное мировоззрение учитывает только один аспект взаимоотношений человечества с биосферой, Космосом, в то время как другие аспекты выражаются через религию, философию, искусство.

Не все процессы развития научных идей следует изучать для объяснения развития научного мировоззрения. Но само научное мировоззрение не является чем-то конечным, ясным, готовым; к нему человек пришел постепенно, долгим и трудным путем. В разные исторические периоды она была разной. На протяжении веков мы можем проследить, как инопланетное мировоззрение прошлых поколений постепенно менялось и приобретало современный вид, но оно всегда было научным. В то же время некоторые пока еще небольшие фрагменты научного мировоззрения неопровержимо доказаны или вполне соответствуют формальной реальности того времени и представляют собой научные истины. Научная установка не дает нам картины мира в его реальном состоянии. Научное мировоззрение — это не картина космоса, как он раскрывается в своих вечных и неизменных качествах перед теми, кто его изучает. Научное мировоззрение является творением и выражением человеческого духа; точно так же религиозное мировоззрение, искусство, социальная и личная этика, общественная жизнь, философская мысль или созерцание служат проявлениями одного и того же произведения. Под названием научное мировоззрение мы понимаем определенное отношение к миру явлений, доступных научному исследованию, согласно которому каждое явление попадает в сферу научного исследования и находит объяснение, не противоречащее основным принципам научного поиска.

Понимание проблем развития науки и философии, взаимосвязи научной и философской деятельности должно развиваться на основе учения о ноосфере. Ноосфера как новое геологическое изменение биосферы, подготовленное эволюцией живой материи и определяемое человеческим разумом, требует соответствующего мировоззрения. Освещая проблемы развития науки в современных условиях, необходимо начать с ее ноосферной основы.

Постигая разум. В. И. Вернадский

На ноосферной стадии прежде всего возрастает роль научного разума в его неразрывной связи с философией, ибо речь идет о сознательном воздействии на процесс перехода биосферы в ноосферу. По сути, ноосфера — это переход от бессознательного состояния биосферы к ее сознательному состоянию.

Особое место в концепции ноосферы Вернадский отводит развитию науки в ХХ веке, поскольку произошел небывалый расцвет науки, своего рода взрыв научного творчества; наука стала "универсальной", "глобальной", охватившей всю планету; произошли серьезные изменения как в структуре, так и в содержании самой науки. Речь идет о сближении естественных и гуманитарных наук. "Переломный момент в научном понимании космоса совпадает с одновременным и глубоким изменением в гуманитарных науках. С одной стороны, эти науки сливаются с естественными науками, с другой стороны, их предмет полностью меняется".

Возникнув как единое целое в результате вышеперечисленных причин, наука в XX веке становится мощной геологической и исторической силой и должна способствовать ускорению перехода биосферы в ноосферу. Ученые также должны осознавать свою ответственность за судьбу биосферы и будущее человечества. Научные открытия могут быть использованы как во благо, так и во вред ноосфере. Уже в самом начале 20-го века Вернадский понимал неизбежность и практическую необходимость овладения человечеством атомной энергией. В то же время он видел, что это открытие окажется губительным как для биосферы, так и для человечества. Решающее значение в таких обстоятельствах имела степень зрелости человечества, его духовная мудрость.

Хотя Вернадский был знаком и глубоко заинтересован во многих философских и религиозных занятиях, его внимание было сосредоточено, прежде всего, на науке. По его мнению, наука имеет ряд качественных преимуществ перед философскими и религиозными занятиями. Во-первых, в отличие от философии и религии, научная мысль выражается в терминах логической обязательности и логической неизменности ее основных достижений. Во-вторых, наука охватила всю биосферу и стала планетарным явлением.

Вернадский уделял особое внимание интегративной функции, консолидирующей роли науки, ее способности стать объединяющим центром духовной работы всего человечества. По его словам, философия и религия в их исторических формах были бессильны разработать основы духовного единства человечества. Философский поиск вобрал в себя особенности культурного развития конкретных регионов, индивидуальные характеристики их создателей. Религиозное сознание и его символы веры также выражали культурные, исторические и национальные особенности.

Вернадский В.И. Единство философии и естествознания. К 155-летию со дня рождения ученого

В условиях ноосферы мы говорим о формах духовного творчества всего человечества. Реальна только та форма духовного творчества, которая максимально раскрывает единство человечества, планетарно-космическую мощь разума. Наука однородна по своим основаниям и пространственно-временным формам проявления; усилиями многих поколений ученых в разных центрах земного пространства создан единый научный аппарат. В той или иной форме многие миллионы людей вовлечены в научную практику. Формы образования, которые приобщают последующие поколения к научным знаниям, также являются важным фактором.

Вернадский выразил свое понимание роли науки в формировании ноосферы:

  • Ход научного творчества — это сила, с помощью которой человек изменяет биосферу, в которой он живет.
  • Такое проявление изменений в биосфере — неизбежное явление, сопровождающее развитие научной мысли.
  • Это изменение биосферы происходит независимо от воли человека, спонтанно, как естественный процесс природы.
  • А поскольку средой жизни является организованная оболочка планеты — биосфера, то вхождение в нее, в ходе ее геологически длительного существования, нового агента ее изменения — научной деятельности человечества — является естественным процессом перехода биосферы в новую фазу, в новое состояние — ноосферу.
  • В данный исторический момент мы видим это более ясно, чем раньше. Именно здесь нам открывается "закон природы".

Вернадский объяснил, что "взрыв" научной мысли в двадцатом веке был подготовлен всем прошлым биосферы и глубоко укоренен в ее структуре. Он не может остановиться или пойти назад. Новые научные дисциплины — геохимия и биогеохимия — позволили увидеть "закон природы" в процессе формирования ноосферы, обобщить его в эмпирические взаимосвязи.

Однако это не означает, что только наука способна формировать мировоззрение человечества на ноосферном этапе. Философия, религия и другие формы мировоззрения имеют большое значение. Вернадский, например, отмечал, что многие положения мировоззрения древней Индии соответствовали основным положениям биогеохимии. Он предвидел необходимость новой волны философского и религиозного творчества. Обязательным условием такого творчества должно быть понимание новых проблем планетарного существования человечества, проблемы формирования ноосферы. Философское и религиозное творчество должно углубить процесс ноосферы, способствовать пониманию проблем, стоящих перед человечеством.

Таким образом, намечаются общие контуры формирования ноосферного мировоззрения. Научная мысль активно формирует новые концепции организации биосферы и Космоса, вводя в качестве руководящих факторов жизнь и разум. При этом концептуальные понятия вводятся в полном соответствии с логикой эмпирических обобщений и методологическим принципом единства мира. Если жизнь и разум являются ведущими факторами в организации биосферы, то, согласно принципу единства мира, можно вполне научно предположить, что те же факторы являются ведущими и в организации космоса. Для того чтобы часть не противоречила целому, она должна обладать определенными характеристиками целого. И если они заметны в части, то тем более они должны присутствовать в самом целом.

Таким образом, Вернадский, как синтетически мыслящий ученый, осознавал необходимость общей основы как для научного, так и для философского творчества. Такой основой стала целостность человеческого духа, целостность мировоззрения и органическая взаимосвязь различных видов творчества. Невозможно проникнуть в тайны Вселенной, не проникнув также в тайны человеческой души. Свет научного сознания невозможен без света философского сознания. Поэтому, отмечал Вернадский, наука и философия должны рассматриваться как проявления единого процесса — роста мировоззрения человечества.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Женская красота