Уровни научного познания

Уровни научного познания

Существует два уровня научного знания — эмпирический и теоретический. (Можно также говорить об эмпирических и теоретических исследованиях).

Эмпирический уровень научного познания включает наблюдение, эксперимент, группировку, классификацию и описание результатов наблюдения и эксперимента, а также моделирование.

Теоретический уровень научного познания включает выдвижение, построение и развитие гипотез и научных теорий; формулирование законов; выведение логических следствий из законов; сравнение различных гипотез и теорий друг с другом, теоретическое моделирование, а также процедуры объяснения, предсказания и обобщения.

Соотношение эмпирического и теоретического уровня научного познания с сенсорным и рациональным познанием. Стало почти банальным говорить, что роль и значение эмпирического познания определяется его отношением к сенсорной стадии познания. Но эмпирическое познание не только сенсорное. Если мы просто запишем показания прибора и получим отчет: "Игла стоит на шкале весов на высоте 744", это еще не научное знание. Это утверждение становится научным знанием (фактом) только тогда, когда мы объединяем его с соответствующими понятиями, например, давление, сила или масса (и соответствующие единицы измерения: мм рт. ст., кг массы).

Точно так же нельзя сказать о теоретическом уровне научного знания, что знание, которое он дает, является "чистой рациональностью". Выдвижение гипотез, формирование теорий, формулирование законов и сравнение теорий друг с другом использует визуальные ("модельные") представления, которые относятся к сенсорной стадии познания.

В целом, можно сказать, что на низших уровнях эмпирических исследований доминируют формы чувственного познания, в то время как на более высоких уровнях теоретических исследований доминируют формы рационального познания.

Различия между эмпирическим и теоретическим уровнями научного познания.

1. анализируемые уровни различаются по тематике. Исследователь на обоих уровнях может изучать один и тот же объект, но "видение" этого объекта и его представление в знаниях одного или другого уровня не будут совпадать.

Методы научного познания для ЕГЭ2022 по обществознанию

Эмпирические исследования в основном связаны с изучением явлений и (эмпирических) отношений между ними. Здесь глубинные, релевантные отношения еще не выделены в чистом виде: они представлены в отношениях между явлениями, зафиксированными в эмпирическом акте познания.

На теоретическом уровне, с другой стороны, мы можем выделить существенные связи, которые определяют основные черты и тенденции развития объекта. Мы рассматриваем сущность изучаемого объекта как взаимодействие определенного набора открытых и сформулированных законов. Цель теории — после дезинтеграции этого набора законов и рассмотрения их по отдельности, восстановить через синтез их взаимодействие и таким образом раскрыть (предполагаемую) сущность изучаемого объекта.

На эмпирическом и теоретическом уровне научного познания различают средства познания. Эмпирические исследования основаны на непосредственном взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Теоретическое исследование, вообще говоря, не предполагает такого прямого взаимодействия исследователя с объектом: здесь объект может изучаться в какой-то степени косвенно, и если его называют экспериментом, то это "мысленный эксперимент", т.е. идеальное моделирование.

Уровни научного познания также различаются концептуальными средствами и языком. Содержанием эмпирических концепций является особый вид абстракции — "эмпирические объекты". Они не являются объектами изучаемой (или "данной") реальности: реальные объекты представляются как идеальные объекты, наделенные фиксированным и ограниченным набором свойств (атрибутов). Каждый атрибут, представленный в содержании термина, обозначающего эмпирический объект, также присутствует в содержании термина, обозначающего реальный объект, но не наоборот. Предложения языка эмпирического описания — мы можем называть их эмпирическими утверждениями — верифицируемы конкретным, прямым способом в следующем смысле. Утверждение типа "стрелка динамометра установилась около деления шкалы, равного 100" верно, если показания этого прибора действительно таковы. Что касается теоретических теорем, т.е. предложений, которые мы используем в теоретических расчетах, то они обычно не проверяются прямым способом, описанным выше. Они сравниваются с результатами наблюдений и экспериментов не по отдельности, а вместе в рамках теории. В языке теоретического исследования используются понятия, содержанием которых являются признаки "теоретических идеальных объектов". Например: "материальная точка", "абсолютно твердое тело", "идеальный газ", "точечный заряд" (в физике), "идеализированная популяция" (в биологии), "идеальный товар" (в экономической теории в формуле "товар-деньги-товар"). Эти идеализированные теоретические объекты наделены не только свойствами, которые мы обнаруживаем в реальности, в опыте, но и свойствами, которыми не обладает ни один реальный объект.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания различаются по характеру используемых методов. Методы эмпирического познания направлены на объективную характеристику изучаемого объекта, максимально свободную от субъективных наслоений. Но в теоретическом исследовании воображению и фантазии субъекта, его особым способностям и "профилю" его личного познания предоставляется свобода, хотя и весьма специфическая, т.е. ограниченная.

Уровни научного познания: объясняет Иван Хеорхе | Преподаватели «Фоксфорда» | Обществознание

Единство эмпирического и теоретического уровней научного познания. Существует фундаментальная взаимосвязь между эмпирическим и теоретическим уровнями познания. Без теории исследователь не знал бы, что он на самом деле наблюдает и почему он экспериментирует, т.е. что он ищет и изучает. Например, формулировка эмпирического утверждения "тело движется равномерно вдоль прямой линии" требует определенной схемы описания, а это подразумевает определенную теорию — теорию равномерного и прямолинейного движения.

Можно сказать так: эмпирические данные всей науки — это теоретически интерпретированные результаты того, что мы воспринимаем в опыте. Конечно, в процессе интерпретации мы "говорим одно, а видим другое", но, разумеется, "одно" связано с "другим". Таким образом, мы вправе утверждать, что по проводнику течет электрический ток, даже если видим отклонение стрелки прибора — амперметра.

Зависимость экспериментальных данных от теоретических утверждений иногда понимается как несопоставимость результатов наблюдений и экспериментов для различных теорий. Однако это не так. "Наблюдательные языки" разных теорий сопоставимы: ведь они используют одни и те же числовые шкалы для измерений и т.д.

С другой стороны, с точки зрения плодотворности исследований, несостоятельно преувеличивать роль теории без должного уважения к результатам эмпирических исследований. Эмпирический уровень научного знания также имеет свою вполне самостоятельную научную ценность. Например, открытие естественной радиоактивности солей урана французским физиком А. Беккерелем в 1896 году имело огромное значение для развития физики. Великие события в биологии начались в 1668 году, когда голландский ученый Антони ван Левенгук начал изучать многие природные объекты с помощью микроскопа: за этим последовали такие фундаментальные открытия, как обнаружение сперматозоидов и эритроцитов. Большое значение для развития антропологии имела находка челюстной кости питекантропа голландским ученым Э. Дюбуа на Яве в 1890 году. И, очевидно, даже те, кто не принимает теорию эволюции, не станут отрицать важность этой находки для науки.

Самостоятельная ценность эмпирического уровня научного знания заключается также в том, что результаты любого эксперимента, будучи зависимыми в своей интерпретации и понимании от определенной теории, по отношению к какой-то другой теории (соответствующей, разумеется, принадлежащей к той же предметной области) могут с равным успехом служить основой для ее анализа и критики.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Женская красота