Типы научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

Типы научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

Основной источник: "Философия науки" Степина.

В развитии науки можно выделить такие периоды, когда трансформировались все компоненты ее основ. Изменение научной картины мира сопровождалось радикальными изменениями в нормативных структурах исследования, а также в философских основаниях науки. Эти периоды можно с полным основанием считать глобальными революциями, которые могут привести к изменению типа научной рациональности. В истории естественных наук можно найти четыре таких революции.

Первой была революция XVII века, которая ознаменовала формирование классического естествознания. Его возникновение было неразрывно связано с формированием определенной системы исследовательских идеалов и норм, в которых классическая наука, с одной стороны, выражалась, а с другой — конкретизировалась, учитывая доминирование механики в системе научного знания той эпохи. Считалось, что объективность и предметность научного знания достигается только тогда, когда из описания и объяснения исключается все, что касается субъекта и процедур его познавательной деятельности. Идеалом было создание абсолютно правдивой картины природы. Объяснение трактовалось как поиск механических причин и субстанций. Познающий разум наделялся суверенитетом и трактовался как дистанцированный от вещей, как бы со стороны наблюдающий и исследующий их, и не детерминированный никакими предпосылками, кроме свойств и характеристик исследуемых объектов. Эти объекты представляли собой преимущественно небольшие системы, характеризующиеся относительно небольшим количеством элементов, их принудительным взаимодействием и жестко определенными отношениями.

Значительные изменения в этой целостной и относительно стабильной системе основ естествознания произошли в конце XVIII и в первой половине XIX века. Их можно рассматривать как вторую мировую научную революцию, определившую переход к новому состоянию естественных наук — дисциплинарно организованной науке. В это время механистическая картина мира утратила статус общенаучной, в биологии, химии и других областях знания сформировались специфические картины реальности, несводимые к механистической. В то же время дисциплинарные идеалы и исследовательские нормы диверсифицировались. В биологии и геологии, например, появляются идеалы эволюционных исследований, в то время как физика продолжает строить свои знания, абстрагируясь от идеи эволюции. Хотя нормы механистического объяснения постепенно начинают разрушаться, общие когнитивные установки классической науки все еще сохраняются. В эпистемологии, в результате утраты прежнего целостного научного мировоззрения, на первый план выходит проблема соотношения различных методов науки, синтеза знаний и классификации наук.

А 1.21 Научная рациональность — Философия науки для аспирантов

Первая и вторая мировые революции в естественных науках происходили как возникновение и развитие классической науки и ее стиля мышления.

Третья мировая научная революция была связана с трансформацией этого стиля и появлением нового, неклассического естествознания. Она охватывает период с конца 19-го до середины 20-го века. В процессе революционных изменений (открытие делимости атома, появление теории относительности и квантовой теории в физике, генетики в биологии, концепции нестационарной Вселенной в астрономии и т.д.) в различных областях знания формируются идеалы и стандарты новой неклассической науки. Для них характерен отказ от прямолинейной онтологии и понимание относительной истинности теорий и образов природы, разработанных на определенном этапе развития естественных наук. В отличие от идеала единственной истинной теории, "фотографирующей" изучаемые объекты, принимается истинность нескольких конкретных, различающихся теоретических описаний одной и той же реальности.

Начинается изучение сложных саморегулирующихся и эволюционирующих систем, которые характеризуются горизонтальной организацией, наличием относительно автономных и изменчивых подсистем, массовым стохастическим взаимодействием их элементов и существованием обратных связей. Категории случайности, потенциальности и актуальности начинают играть важную роль в описании динамики системы. Причинность не может быть сведена только к ее лапласианской формулировке: появляется понятие "вероятностная причинность", которое расширяет смысл традиционного понимания этой категории. Категория объекта наполняется новым содержанием: он рассматривается уже не как тождественная вещь (тело), а как процесс, воспроизводящий определенные устойчивые состояния и отличающийся рядом других характеристик.

Когнитивный субъект больше не рассматривается как дистанцированный от изучаемого объекта, а как определяемый им. Появилось понимание того, что ответы природы на наши вопросы определяются не только структурой самой природы, но и тем, как мы задаем вопросы, что зависит от исторического развития средств и методов познавательной деятельности. На этой основе выросло новое понимание категорий истины, объективности, факта, теории и т.д.

В конце двадцатого и начале двадцать первого века происходят новые радикальные изменения в основаниях науки. Эти изменения можно назвать четвертой глобальной научной революцией, в ходе которой рождается новая, постклассическая наука. Интенсивное применение научных знаний практически во всех сферах общественной жизни и революция в средствах хранения и поиска знаний меняют характер научной деятельности. Все чаще на первый план выходят междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы исследований. Если классическая наука фокусировалась на постижении все более узкого, изолированного фрагмента реальности, то специфика постклассической науки определяется комплексными исследовательскими программами, в которых участвуют специалисты из разных областей. В результате усиливаются процессы взаимодействия между принципами и представлениями образов реальности, возникающими в различных науках. Все чаще изменения в этих образах происходят не столько под влиянием внутридисциплинарных факторов, сколько в результате "парадигмальной трансплантации" идей, передаваемых из других наук. Все чаще объектами современных междисциплинарных исследований становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. С выходом на первый план областей знаний, связанных с самим человеком (социология, медицина, экология), вопросы этики исследований и экспериментов становятся особенно важными.

Этапы исторического развития науки, каждый из которых открывает всемирную научную революцию, можно также охарактеризовать как формирование трех исторических типов научной рациональности. Это классическая рациональность (соответствующая классической науке в двух ее состояниях), неклассическая рациональность и постклассическая рациональность. Между ними как этапами развития науки существует своеобразное "перекрытие", причем появление каждого нового типа рациональности не отвергало предыдущий, а лишь ограничивало его рамки, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач. Описанные этапы эволюции науки характеризуются разной глубиной рефлексии по отношению к самой научной деятельности.

Классический тип научной рациональности, концентрируя внимание на объекте, стремится устранить в теоретическом объяснении и описании все, что касается субъекта, средств и операций его деятельности. Это устранение рассматривается как необходимое условие для объективно истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех других, определяются культурно доминирующими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не понимает этих определений.

Дистанционное образование. Типы научной рациональности

Неоклассический тип научной рациональности учитывает связи между знанием объекта и природой средств и операций действия. Экспликация этих связей рассматривается как условие объективно истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутренними и социальными ценностями и целями до сих пор не являются предметом научной рефлексии, хотя они имплицитно определяют природу знания (определяют, что и как мы выявляем и постигаем в мире).

Постнеклассический тип научной рациональности расширяет поле осмысления деятельности. При этом учитывается соотнесение полученных знаний об объекте не только с особенностями средств и операций деятельности, но и с целе-ценностными структурами. Она проясняет связь внутринаучных целей с вненаучными и социальными ценностями и целями.

Мы поможем вам написать любую работу на подобную тему.

Типы научной рациональности: классическая наука, неклассическая наука, постклассическая наука.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Женская красота