Теория двойственной истины

Содержание статьи:

Теория двойственной истины

Теория двойной истины

В начале Средневековья существовали сильные сомнения в применимости философии к религии; зрелое Средневековье ознаменовалось триумфом схоластики, в которой философствование стало средством укрепления веры; поэтому неудивительно, что в конце рассматриваемой эпохи стали возникать сомнения в совместимости философского знания и религиозной веры, которые постепенно переросли в полное освобождение философии от ее подневольной роли по отношению к религии.

Схоластике были присущи противоречия, которые со временем разложили ее изнутри и привели к краху. Они были бомбой замедленного действия, которая рано или поздно должна была быть приведена в действие. Эти противоречия заключались в несовместимости правил веры и разума, в их несовместимости. Таким образом, можно сказать, что схоластика в целом была одним большим противоречием, ибо она была попыткой объединить непримиримое, в силу чего она не могла долго существовать и должна была идти к своему краху одна, без какой-либо внешней помощи.

В XII веке арабский философ Ибн Рошд (лат.: Аверроэс) разработал теорию двойной истины. Средневековая восточная философия была теистической, как и западная, и была служанкой мусульманской религии, поэтому схоластика — это не только европейское, но и восточное явление. Теория двойной истины говорит нам, что религия и философия имеют совершенно разные объекты и методы. Так, объектом религии является Бог и ее метод — вера, а объектом философии — природа и ее метод — опыт (практическая деятельность, возможно даже экспериментальная, по исследованию окружающего мира). Религия и философия имеют дело с абсолютно разными областями, не имеющими почти ничего общего, поэтому неудивительно, что у религии есть свои истины, а у философии — свои. И эти истины не только могут, но и должны быть разными и даже противоречить друг другу. Это вполне естественно, нормально и понятно. Они не обязательно должны соответствовать друг другу, как думают сторонники гармонии веры и разума, и эти истины не могут вступать в противоречие, поскольку говорят о противоположных и фактически несовместимых вещах.

Например, верно ли утверждение, что вода в земных условиях закипает при температуре 100°C? И верно ли утверждение, что высоко в горах кипение происходит при более низкой температуре? Оба варианта верны. Исключают ли они одно из другого? Нет. Должны ли они соглашаться друг с другом и сливаться в одну общую истину? Нет. Нет. Просто одна ситуация описывается первой теоремой, для другой, иной ситуации, второй истиной, которая противоречит первой, но не исключает ее, поскольку в этом случае существование двух различных истин абсолютно необходимо.

Почему бы не предположить, что вера и разум, как религия и философия, также должны иметь разные и несравнимые истины? Пусть философия изучает природу и не лезет в религиозные утверждения, пытаясь их оправдать, а религия не пытается быть знанием о мире, тем более наукой о нем, оставаясь всегда только верой, и пусть она не заставляет философию служить своим нуждам. Таким образом, теория двойной истины была направлена против самой сути схоластики — стремления осуществить синтез религии и философии, утверждая, что такой союз принципиально невозможен, и подчеркивая необходимость всякого разделения и изоляции религиозной и философской сфер. Эта теория, как мы видим, освободила философию, с одной стороны, от обязанности одобрять религию, а с другой стороны, освободила философию от необходимости доказывать положения веры, давать им логическое обоснование. Таким образом, философия снова могла бы стать свободным и смелым познанием окружающего мира.

Данный текст является лишь отрывком.

Учение о двойственной истине

Продолжение на ЛитРес

Теория двойственной истины Ч.1

Читайте также

3. Теория истины

3 Теория истины Что такое истина Для того чтобы знания, полученные в процессе познания, были полезными, помогали человеку ориентироваться в окружающей действительности и преобразовывать ее в соответствии со своими целями, он должен быть с ней определенным образом связан.

Относительность философской истины и абсолютность истины христианской

Относительность философской истины против абсолютности христианской истины Каждый христианин знает, что философские истины, размышления и теории никоим образом не могут заменить христианскую истину, потому что истины, которые открывает нам философия, относительны, а истина

МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ БЫТИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ БЫТИЯ И ТЕОРИЯ ЗНАНИЯ …Первозданное бытие должно с необходимостью быть полностью актуальным и не допускать в себе ничего потенциального. Действительно, когда одна и та же сущность переходит из потенциального состояния в актуальное, во время потенции

4. Теория истины

4 Теория истины Для того чтобы знания, полученные в процессе познания, были полезными, помогали направлять и преобразовывать окружающую действительность в соответствии с намеченными целями, они должны находиться в определенном соответствии с ней. Проблема

7.3. Теория двойственной истины

7.3 Теория двойственной истины В раннем средневековье существовали сильные сомнения в применимости философии к религии; зрелое средневековье ознаменовалось триумфом схоластики, в которой философствование стало средством укрепления веры; поэтому неудивительно, что в начале средневековья философские взгляды были направлены на укрепление веры.

17.5.2.3. Текучее время в физике: специальная теория относительности, общая теория относительности, квантовая механика и термодинамика

17.5.2.3 Настоящее время в физике: специальная теория относительности, общая теория относительности, квантовая механика и термодинамика Краткий обзор четырех областей современной физики: специальная теория относительности (СТО), общая теория относительности (ОТО), квантовая механика

13. Вечная религия и три истины: самбандха, абхидхея и прайоджана (свидетельство истины)

13 Вечная религия и три истины: самбандха, абхидхья и праджня (Свидетельство истины) На следующий вечер Враджанатх снова пришел к святому Шри Рагхунатху и сел под деревом бакула напротив дома Шривасы. Старший Бабаджи уже имел в своем сердце отцовскую любовь к

ЗАКОН СИНАРХИИ И УЧЕНИЕ О ДВОЙСТВЕННОЙ ИЕРАРХИИ МОНАД И МНОЖЕСТВ

ЗАКОН СИНАРХИИ И ТРИ ИЕРАРХИИ МОНАДА И МАНИ "Legum servi esse debemus, at liberi esse possimus". Цицерон "Философия — это наука о принципах и

§ 6. Первоверховная антиномия единство-множественность и ее раскрытие в двойственной иерархии монад и множеств. Эзотерическое определение монады. Три идеальных мира: абсолютный, актальный и потенциальный

§ 6. Первичная антиномия единства-множественности и ее раскрытие в дуальной иерархии монад и множеств. Эзотерическое определение монады. Три идеальных мира: абсолют, акт и потенциал Глубокий корень каждого учения об иерархии — антиномия

I. Теория интуитивизма (теория непосредственного усмотрения связи основания и следствия)

I. Теория интуиционизма (теория непосредственного наблюдения отношения основания и следствия) Суждение — это акт различения объекта посредством сравнения. В результате этого действия, если оно успешно выполнено, мы имеем предикат P, дифференцированную сторону.

Теория двойственной истины

Теория двойной истины В раннем средневековье были сильны сомнения в применимости философии к религии; зрелое средневековье ознаменовалось триумфом схоластики, в которой философствование стало средством укрепления веры; поэтому неудивительно, что на

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Женская красота