Тема 1. классическая и неклассическая научная рациональность

ТЕМА 1. КЛАССИЧЕСКАЯ И НЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ

Предмет и метод. 1 — знание права 2 — методы получения этих знаний. С точки зрения исторического развития. Критерии научности.Методы)

Понятие научного знания и научного метода:

— Научное знание (познание) — это узкоспециализированная деятельность, направленная на непрерывный рост информации об объекте познания (включая право) и ее практическое использование для его преобразования.

Атрибуты научного знания (базовые):

1) основной целью научного познания является получение наиболее общего знания об объекте, отвечающего применимым критериям научности. Общность научного знания означает, что научное знание стремится объяснить все возможные виды и формы изучаемого явления.

2) в отличие от всех других форм знания, научное знание характеризуется постоянным ростом знаний, новизна является абсолютной ценностью научного знания.

3) научное знание — это рациональное знание. Она всегда рациональна и не может быть иной.

Рациональность научного знания выражается в теоретическом моделировании изучаемого объекта с помощью понятий. Эти понятия должны характеризоваться определенностью и однозначностью.

Понятие научной теории:

Научная теория — это логически стройная система понятий, обусловленная научной парадигмой, через которую раскрывается сущность изучаемого объекта.

Научная парадигма определяет направление научного исследования, может запрещать определенные направления поиска, влияет на выбор методов исследования.

—Организует сам научный процесс.

Вне научной парадигмы научная деятельность невозможна. Научное знание всегда обусловлено научной парадигмой.

Научная теория (т.е. результат научного познания) должна отвечать требованиям A.обоснованности (должны быть аргументы)

B.доказуемо (должно быть доказуемо в принципе) то, что есть Бог, не доказуемо

С точки зрения философского позитивизма, научная теория должна быть доказуемой, она должна иметь эмпирическую доказательную базу.

С точки зрения неопозитивизма, необходим принцип негативности научного знания (эмпирических фактов).

4) Научная деятельность всегда представляется как деятельность научных сообществ (научных школ) Не существует отдельных ученых. Что организует научное сообщество? Та же научная парадигма.

Научная деятельность всегда требует специальной подготовки познающего субъекта. Это выражается в:

-познающий усваивает парадигму данного научного сообщества

-исследователь изучает методы исследования

-исследователь знакомится с нормами профессиональной этики (защита от плагиата).

6 Научная деятельность всегда осуществляется на основе методов, сознательно выбранных исследователем.

Взаимозависимость предмета и метода.

7 научное знание характеризуется специфическим языком, который характеризуется определенностью и уникальностью семантического содержания используемых понятий

—Научное знание — это узкоспециализированная деятельность, определяемая научной парадигмой, целью которой является получение новых знаний о некотором объекте с помощью методов, отвечающих критериям научности, существующим в данном научном сообществе.

Концепция научного метода

метод — правильный способ

Неклассическая научная рациональность 1

Метод — это способ познания, основанный на философской или научной концепции, состоящий из совокупности интеллектуальных действий, последовательное применение которых позволяет получить новые знания об объекте. Юридическая наука не имеет своих собственных методов. Она использует методы других наук, но эти методы всегда являются адаптацией правил того или иного метода к изучаемому объекту (закону).

Типы научной рациональности.

(Этапы развития научного знания)

2 типа научной рациональности: 1) классический № 2) постклассический №.

1 — 17 век и заканчивается на границе 19-20 веков (1920 год — открытие Эйнштейна)

Степин считает возможным разделить в постклассике: неклассическое и постклассическое.

2 — рубеж 19-20 веков и конец 20 века (появляется синергетика).

3 — 1970-е годы до наших дней

(разделение на три стадии не является общепринятым)

Выделять постклассический этап, по мнению Тимошиной, преждевременно.

Существует 5 критериев, характеризующих периоды:

1) каждый тип классической науки имеет специфическую концепцию объекта научного познания

2) специфическое видение перцептивных способностей субъекта присуще каждому типу классической науки

3) существует специфическое представление о когнитивном отношении субъекта к объекту

4 собственная концепция научного метода

5 конкретное представление о характере результатов научного познания

Классическая наука характеризуется уверенностью в том, что объект научного знания рационально упорядочен. Мир рационален.

Рациональность мира может быть постулирована только в рамках монотеизма.

Именно христианство добавило уверенности в рациональности мира.

Объект рассматривался как простая механическая статическая система. То есть, целое определяется как сумма частей целого. В социальных и гуманитарных науках доминировал механистический взгляд на общество. Граждане были атомами и шестеренками. Общество подобно механизму.

Право — это сумма правовых норм (в статике).

3. особенность научного познания — классическая наука рассматривала объект научного познания как причинные законы и была ориентирована на поиск таких законов. Детерминизм в естественных науках.

Детерминизм проник в социальные и гуманитарные науки: например, социология начала формироваться как детерминистская социология — поиск закономерностей социального бытия. (основатель Эмиль Дюркгейм).

Классическая научная рациональность

Для российского статизма также характерен правовой детерминизм — изданная норма автоматически действует (норма — это причина, порождающая строго определенные следствия в юридической практике). Остальное не принимается во внимание.

Когнитивные способности испытуемых:

Классическая наука была озабочена условиями объективности (достоверности) научного знания. С точки зрения классической науки, субъект должен был исключить свою субъективность (свою личность) из процесса познания. Таким образом, ученый должен был выступать как некий чистый разум, как сознание в целом. Считалось, что личность ученого не имеет значения; если он очистит себя, положительные результаты обязательно последуют. Личность не имеет значения.

Закон, вытекающий из разума, является универсальным =) принципы естественного права, пригодные для всех времен и народов.

Когнитивное отношение: характерна позиция абсолютного наблюдателя для субъекта.

Ученый может найти эту точку, и, найдя ее, он сможет рассмотреть свой объект со стороны. Такое расстояние субъекта от объекта называется позицией "абсолютного наблюдателя".

Таким образом, эта позиция гарантирует возможность описания объекта таким, какой он есть на самом деле.

В классической науке формируется идея единого научного метода, который одинаково применим ко всем наукам. "Методологический монизм"

Классическая наука не требовала, чтобы метод, используемый учеными, был фиксированным

Классическая наука не знала о взаимосвязи предмета и метода

5 — предполагалось, что можно получить абсолютно точную картину реальности, а научная теория рассматривалась как зеркальное отражение реальности. Классическая наука верила в достижение абсолютной истины. Однажды все станет известно.

В классическом социально-гуманистическом знании доминировал фундаментализм.

Фундаментализм — это абсолютизация одного аспекта социальной реальности и превращение его в главный объяснительный принцип.

Марксизм — все можно объяснить производственными отношениями.

Идеалом науки было, конечно же, естественнонаучное познание. Социально-гуманитарные науки, чтобы быть признанными наукой, возникли под влиянием естественных наук, что привело к проникновению методов естественных наук в социально-гуманитарные науки.

Объект научного познания начинает пониматься как процесс (а не тело), который воспроизводит определенные дизъюнктивные состояния и, с другой стороны, изменчив в других состояниях. От детерминизма отказываются, причинная закономерность заменяется другим понятием — "вероятностная закономерность" (вероятностная причинность). Ученый не может предсказать, как поведет себя объект под воздействием каких-либо факторов. Существует несколько сценариев.

Неклассическая наука бросает вызов классическим представлениям о рациональности мира, существует нечто принципиально непознаваемое (иррациональный остаток в каждой сфере) (Тимошина бросает вызов этому)

Когнитивные способности субъекта:

Неклассическая наука считает, что возможности научного познания мира ограничены. Сложность предмета ограничивает возможности субъекта в его исчерпывающем познании.

В постнеклассическом (по Степину) или постклассическом (по Тимошину) есть осознание того, что ученые всегда детерминированы, обусловлены совокупностью своих индивидуальных характеристик, и что они не могут быть полностью устранены в процессе сознания. Субъективность принимается во внимание.

3 Познавательное отношение субъекта к объекту — происходит отказ от позиции абсолютного наблюдателя. Существует осознание того, что само существование субъекта влияет на изучаемый объект. Субъект влияет на объект, существует когнитивная ошибка.

Методы исследования — есть осознание того, что используемые методы влияют на познание предмета, есть осознание зависимости предмета науки от научного метода.

В неклассических науках существует потребность в явной фиксации на методе.

Происходит осознание зависимости научного познания от специфического языка познающего субъекта.

Происходит отказ от уверенности в получении абсолютной истины. Знание может быть только вероятностным, относительно истинным, постоянно совершенствующимся.

Допускается относительная правдивость нескольких теорий, касающихся одного и того же объекта.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Женская красота