Роль научного сообщества в науке

Роль научного сообщества в науке

Наука, согласно определению Куна, — это деятельность научных сообществ. Однако способы организации научной деятельности и взаимодействия между учеными менялись в ходе исторического развития науки.

Научное сообщество, которое является одним из видов социального института, можно понимать как сообщество всех ученых, как национальное научное сообщество, как сообщество специалистов в определенной области знаний или просто как группу исследователей, изучающих определенную научную проблему. Роль научного сообщества в процессе развития науки можно охарактеризовать следующим образом:

  • члены этого сообщества едины в понимании целей науки и целей своей дисциплинарной области — таким образом упорядочивается система представлений о предмете и развитии той или иной науки;
  • Универсализм характерен для сообщества ученых: в своих исследованиях и в оценке исследований своих коллег они руководствуются общими критериями и правилами относительно достоверности и доказательности знаний;
  • Научное сообщество выступает от имени коллективного субъекта познания, представляет согласованную оценку результатов познавательной деятельности, создает и поддерживает систему внутренних норм и идеалов, так называемый этос науки. Ученый может быть понят и воспринят как ученый, только если он или она принадлежит к определенному научному сообществу. Поэтому в этом сообществе высоко ценится общение между учеными, которые основывают свои действия на ценностных критериях;
  • Все члены исследовательского сообщества придерживаются определенной парадигмы — модели (шаблона) для постановки и решения научных проблем или, как утверждает Кун, парадигма движет группой исследователей. Сами исследователи предпочитают говорить о теории или наборе теорий, а не о парадигме.

Как отмечают современные исследователи, научное сообщество — это не единая структура, а "гранулированная среда". Все, что имеет отношение к развитию научного знания, происходит в пределах "гранулярности — целостная научная группа, которая коллективно создает новое знание, а затем в борьбе и компромиссе с другими подобными группами приходит к его подтверждению. Создается специфический научный сленг, набор стереотипов и интерпретаций — по сути, научная группа самоидентифицируется и утверждает себя в научном сообществе.

Однако, поскольку научное сообщество концентрирует свое внимание на строго определенной теме и игнорирует все остальные, общение между различными научными сообществами очень затруднено. Вход в специализированное научное сообщество становится настолько узким и забитым, что представителям разных дисциплин очень трудно услышать друг друга и выяснить, что объединяет их в общую армию ученых.

В науке, понимаемой как научное сообщество, проблемы, на которых сосредоточена работа сменяющих друг друга поколений ученых, образуют долгосрочную родословную. Если институциональные, социальные, идеологические условия неблагоприятны, то на решение спорных проблем уходит много времени.

В современном мире решающая роль принадлежит научной элите, которая является носителем научной рациональности. От них зависит успех "выращивания" новых продуктивных теорий и идей. Современная роль институционализма заключается в том, что инициативы в естественных науках — это не только изменения в концепциях, связанных в формализованные теории, но, прежде всего, изменения в сообществе ученых, объединенных в строгие институты. Новые концепции, теории или стратегии научного поиска становятся эффективной возможностью для научной дисциплины только в том случае, если они серьезно воспринимаются влиятельными представителями профессии, и полностью утверждаются только тогда, когда получают положительное подтверждение. Отсюда необходимость защиты и популяризации новых научных разработок, организации конференций, конгрессов и публикации научных периодических изданий.

Природа научной дисциплины включает в себя как ее понятийный аппарат, так и людей, которые ее создали, как ее предмет, так и общие интеллектуальные цели, которые объединяют исследователей, работающих в данной области. Они принимают определенные идеалы объяснения, которые обуславливают коллективные цели, преследуемые через приобретение соответствующей специальности.

Поддержание целостной дисциплины в любое время требует соответствующей степени коллективной согласованности интеллектуальных целей и дисциплинарных установок. Однако изменчивая природа науки воплощается в меняющихся взглядах ученых, и в этом отношении очевидна особая роль лидеров и авторитетов в научном сообществе. Исторически сменяющие друг друга ученые воплощают исторически меняющиеся объяснительные процедуры. Содержание науки представляется как "передача" набора интеллектуальных знаний следующему поколению через процесс обучения. Каждое новое поколение студентов, развивая свои интеллектуальные перспективы, в то же время "натачивает оружие" для победы в своей специальности, и через 5, 10 или 20 лет именно они будут иметь авторитет в своей специальности, управлять научной дисциплиной и перестраивать ее.

В рамках науки существуют научные школы — организованные и управляемые научные структуры, связанные между собой программой исследований, общим стилем мышления и обычно возглавляемые выдающимся ученым. Различают "классическую" и современную научные школы. "С развитием лабораторий и исследовательских институтов как ведущей формы организации научной работы "классические" школы постепенно вытеснялись современными (или "дисциплинарными") школами, которые, в отличие от "классических", ослабляли дидактическую функцию и ориентировались на плановые программы, разработанные за пределами самой школы. Когда исследовательская деятельность перестала "цементироваться" академической позицией и поисковой стратегией руководителя, а руководствовалась только поставленной целью, "дисциплинарная" исследовательская школа трансформировалась в исследовательскую команду.

Следующим этапом в развитии институциональных форм науки стало функционирование научных коллективов на основе междисциплинарности. Междисциплинарность стирает строгие границы между дисциплинами и обеспечивает появление новых открытий на стыке различных областей знаний; она утверждает отношение к синтезу знаний в противовес дисциплинарному отношению к аналитике. Междисциплинарность включает механизм "открытия" дисциплин друг для друга, дополняя и обогащая всю совокупность человеческих знаний. На этапе междисциплинарной институционализации в понятийном аппарате науки появляется важный прогресс. Если термины и понятия научной дисциплины жестко привязывают содержание понятия к своей предметной области и функционируют, так сказать, в замкнутом пространстве своей сферы, то междисциплинарные исследования предлагают "Новый словарь", иной дискурс — в котором значения содержащихся понятий должны быть совместно определены, расширены и дополнены новыми контекстами.

Научное мышление. Естественные и социально-гуманитарные науки | Подготовка к ЕГЭ по Обществознанию

Члены междисциплинарной команды делятся на проблемные группы, чтобы эффективно справиться с поставленной задачей. Если в междисциплинарный исследовательский коллектив могут входить ученые с различными теоретическими убеждениями и интересами, то в случае с научными школами такая ситуация немыслима: ученых — членов научной школы объединяют общие идеи и убеждения, это несомненные единомышленники, которые группируются вокруг лидера — генератора идей. Научные школы могут объединяться в научные факультеты, а сами факультеты часто инициируются деятельностью научных школ. Несмотря на свои различия, научные сообщества, школы и исследовательские группы представляют собой определенные системы, которые обеспечивают процесс производства новых знаний.

Наука и её роль в развитии общества. Основные черты современной науки.

В современный период развитие междисциплинарных институциональных форм дополнилось еще одним типом организации — промышленными лабораториями, для которых характерен синтез фундаментальных и прикладных аспектов развития науки, а также интеграция специалистов разного профиля, направленных на решение одной проблемы. Иногда говорят о появлении так называемых гибридных организаций ученых (термин П. Вайнгарта), в которых исследователи должны переходить от одного вида деятельности к другому.

Наука как социальный институт призвана стимулировать рост научного знания и объективно оценивать вклад ученого. Наука как социальный институт несет ответственность за использование или запрет научных достижений. Члены научного сообщества должны соответствовать нормам и ценностям, принятым в науке, поэтому важной характеристикой институционального понимания науки является этос науки. По мнению Р. Мертона, следует выделить следующие черты научного этоса:

  • универсализм — объективный характер научного знания, содержание которого не зависит от того, кто и когда его получил, важна лишь достоверность, подтвержденная принятыми научными процедурами;
  • Коллективизм — универсальный характер научной работы, который предполагает открытость научных результатов, их общественное достояние;
  • Бескорыстие, обусловленное общей целью науки, которая заключается в познании истины; бескорыстие в науке должно преобладать над всеми соображениями престижа, личной выгоды, коллективного договора, конкуренции и т.д;
  • Организованный скептицизм — критическое отношение к себе и работе коллег; в науке ничто не принимается на веру, и момент отрицания полученных результатов является неотъемлемой частью научного поиска.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Женская красота