Первый в космосе. изобретения и идеи циолковского, опередившие свое время

Первый в космосе. Изобретения и идеи Циолковского, опередившие свое время

Представитель древнего польского дворянского рода, Константин Циолковский родился в небольшой рязанской деревне, работал простым учителем и всю жизнь прожил в самых скромных условиях. В то же время он создал великие труды по философии, социологии, аэродинамике и космонавтике, стал основателем различных научных теорий, писал произведения научной фантастики, пересматривал Евангелие и активно оспаривал теории Альберта Эйнштейна. В день рождения Циолковского RZN.AIF.RU рассказывает о самых удивительных изобретениях, мыслях и гипотезах ученого.

Дирижабль Циолковского

"В 1885 году, в возрасте 28 лет, я твердо решил посвятить себя воздухоплаванию и теоретически разработать металлический управляемый аэростат". — Константин Эдуардович писал в своей автобиографии. Слова "дирижабль" в то время еще не существовало, а аэростаты были небольшого объема, их навесы были сделаны из прорезиненной ткани, которая быстро изнашивалась и выделяла взрывоопасный водород.

Циолковский первым предложил совершенно новую и оригинальную идею аэростата с тонкой металлической оболочкой с гофрированными сторонами, которая поддерживала бы постоянную подъемную силу на разных высотах и при разных температурах атмосферного воздуха. Кроме того, такое покрытие было чрезвычайно прочным. Вместо водорода ученый предложил использовать нагретый воздух. Воздушный шар Циолковского должен был быть огромным даже по современным меркам: до 500 000 кубических метров, что более чем в два раза превышало размеры знаменитых немецких дирижаблей конца 1920-х годов — "Гинденбург" и "Граф Цеппелин II".

Прогрессивный для своего времени проект Циолковского не нашел поддержки; в гранте на создание модели было отказано. Константин Эдуардович даже обратился за помощью в Генеральный штаб российской армии, но и там сочли его изобретение фантастическим. В целом, работа Циолковского над дирижаблями также не нашла признания среди официальных представителей российской науки.

Гениальные изобретения древности, опередившие свое время.

Первая попытка реализовать проект была предпринята только в 1931 году, когда комбинат "Дирижаблестрой" попытался построить дирижабль по проекту Циолковского. Дирижабль так и не был построен "из-за низкого технологического уровня затеи". Но позже инженеры убедились в обоснованности теоретических предположений ученого.

Моноплан

В 1894 году в статье "Аэростат или птицеподобный (воздушный) летательный аппарат" Циолковский представил проект моноплана — самолета, который начали строить в развитых странах лишь два десятилетия спустя. Константин Эдуардович первым представил описание, расчеты и чертежи цельнометаллического моноплана с толстым изогнутым крылом, обосновал необходимость улучшения обтекаемости фюзеляжа самолета для достижения высоких скоростей. Перед Первой мировой войной немецкие монопланы поражали воображение современников, в то время как незадолго до этого российская наука вновь не смогла серьезно отнестись к проекту Циолковского.

Лунный пейзаж

В 1887 году Циолковский написал научно-фантастический рассказ "На Луне". Казалось, что тот самый "маленький шаг для человека и гигантский скачок для человечества" был сделан простым учителем более чем за 80 лет до его осуществления — посадки "Аполлона".

В конце XIX века автор с поразительной точностью описывает поверхность Луны.

"Мрачная картина! Даже горы обнажены, раздеты, ибо мы не видим на них легкой вуали — полупрозрачной голубоватой дымки, которую воздух набрасывает на земные горы и далекие объекты….. Сырые, невероятно выразительные пейзажи! И тени! О, как темно! А какие резкие переходы от тьмы к свету! Здесь нет привычных нам мягких оттенков, которые может дать только атмосфера. Даже Сахара показалась раем по сравнению с тем, что мы увидели здесь". — Циолковский писал от имени рассказчика.

Кроме того, автор подробно и с поразительной точностью описывает вид Солнца и Земли с поверхности Луны. Проанализировав влияние низкой гравитации, отсутствие атмосферы, писатель предсказывает поведение жидкостей и газов, испарение, кипение и другие физические процессы.

Прототип аэродинамической трубы и шасси

Циолковский не только создал в своей квартире первую в России аэродинамическую лабораторию, но и в 1897 году самостоятельно построил прототип первой аэродинамической трубы собственной оригинальной конструкции — технического устройства, предназначенного для имитации воздействия окружающей среды на движущиеся в ней тела. По этому прототипу под руководством великого русского инженера Николая Жуковского в 1902 году в Механическом институте Московского университета была построена аэродинамическая труба.

Позже Жуковский признался, что именно работа Циолковского по аэродинамике послужила толчком для его идей. Также в этой области Циолковскому приписывают изобретение собственной схемы газотурбинного двигателя, и ученый первым предложил "убирающееся шасси" для самолетов.

Поезд на воздушной подушке

В 1927 году Циолковский опубликовал теорию и схему судна на воздушной подушке в небольшой брошюре "Сопротивление воздуха и высокоскоростные железные дороги".

"Трение поезда почти уничтожается избытком воздуха между полом вагона и вплотную прилегающим железнодорожным полотном. Необходимо работать над нагнетанием воздуха, который постоянно утекает по краям зазора между кареткой и рельсом. Это высокий показатель, в то время как подъемная сила поезда может быть огромной. Таким образом, если избыточное давление составляет одну десятую атмосферы, подъемная сила на квадратный метр основания автомобиля составляет одну тонну. Это в пять раз больше, чем требуется для легкого автомобиля.

Конечно, без необходимости в колесах и смазке. Тяга поддерживается за счет движения назад воздуха, выходящего из отверстия вагона. Работа насоса здесь также довольно умеренная (если повозка имеет хорошую, легко обтекаемую форму птицы или рыбы), возможна огромная скорость". — Циолковский писал.

ГЛАВНЫЙ / Художественный фильм

Эта теория стала основой для разработки судов на воздушной подушке много лет спустя: первые суда на воздушной подушке были запущены в Англии только в 1958 году.

Многоступенчатая ракета

В 1929 году Циолковский публикует новую книгу — "Космические ракетные поезда". "Ракетные поезда" Циолковского — это сборки ракет, которые опускаются на землю по мере расходования топлива. Ученый предположил, что при таком принципе к моменту отсоединения последней ракеты скорость поезда позволит ему дрейфовать в космосе. В 1935 году Константин Эдуардович в своей работе "Наибольшая скорость ракеты" доказал, что при тогдашнем уровне развития техники первая космическая скорость (на Земле) может быть достигнута только с помощью многоступенчатой ракеты. Это утверждение справедливо и сегодня, но теория Циолковского могла быть проверена на практике только в 1944 году, когда немцы запустили V-2, первый в истории объект, совершивший суборбитальный космический полет.

Космический лифт

Лифт, который можно было бы использовать для выхода в космос, также был идеей Циолковского. Константин Эдуардович изложил описание и конструкцию такого устройства в своей работе 1895 года. По замыслу ученого, космический лифт напоминал башню (кстати, Эйфелева башня была построена в Париже после публикации проекта Циолковского). Башня должна была быть в 100 000 раз выше обычной башни — 35 000 километров — и ее вершина должна была двигаться со скоростью 11 километров в секунду. Эта скорость позже была названа второй космической скоростью, и сейчас это скорость, с которой летают межпланетные аппараты. Только в 2005 году НАСА объявило конкурс на создание современной конструкции космического лифта.

Теоретические исследования Циолковского о космосе и возможностях его освоения не могут не впечатлять: опираясь исключительно на расчеты, ученый описал состояние невесомости, необходимость скафандра при выходе из ракеты, определил оптимальную траекторию спуска на Землю, предсказал создание искусственных спутников и орбитальных станций.

Многое из того, что описал Циолковский — от заселения Вселенной до разума атома и бессмертия — выходит настолько далеко за пределы современной науки, что трудно рассуждать о том, насколько реалистичны эти гипотезы. Однако наука также не может их опровергнуть.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Женская красота