Наука — вид познавательной деятельности

Наука — вид познавательной деятельности

Наука чаще всего определяется как система познания и деятельности, целью которой является "получение объективных, систематически организованных и обоснованных знаний о мире". Поскольку наука является многогранным социальным явлением, в подробных исследованиях она может быть проанализирована с разных точек зрения и рассмотрена как:

  • — форма духовного усвоения реальности;
  • — относительно самостоятельное культурное явление;
  • — специфический тип когнитивной деятельности;
  • — особый социальный институт;
  • — исторически определенный вид интеллектуальной деятельности;
  • — система артефактов, созданных в процессе научной деятельности;
  • — форма общественного сознания;
  • — совокупность исследовательских коллективов (и отдельных исследователей) как субъектов научной деятельности;
  • — фактор и движущая сила социально-экономического, общественного, духовного развития;
  • — непосредственно производительная и социальная сила и т.д.

Экспертное мнение

Один из основателей квантовой механики — французский физик Луи де Бройль заметил: "Великие открытия, даже сделанные исследователями, которые не имели в виду практического применения и были озабочены только теоретическим решением проблем, затем быстро находили применение в области техники". Конечно, когда Планк впервые написал формулу, которая теперь носит его имя, он не думал о технологии освещения. Однако он не сомневался, что огромные мыслительные усилия, которые он приложил, позволят понять и предсказать многие явления, которые быстро и во все возрастающем количестве будут использоваться в области светотехники. Со мной произошло нечто подобное. Я был очень удивлен, увидев, что разработанные мною концепции очень быстро нашли конкретное применение в технологии дифракции электронов и электронной микроскопии" [1] [2] . [1] [2] .

Можно представить и другие методологические подходы к пониманию науки [3] . Давайте рассмотрим некоторые из этих подходов.

Для того чтобы понять природу науки, необходимо ответить на ряд вопросов, и первый из них касается смысла научной деятельности. Его важность обусловлена тем, что результаты научного познания служат для регулирования человеческой деятельности, "встроены" в механизм воспроизводства основных типов общественных отношений, ведущих способов взаимодействия индивидов и общества. Стимулом для возникновения науки как особого способа познания стала практическая деятельность людей, и поэтому наука возникает как историческое продолжение повседневного, спонтанно-эмпирического познания окружающего мира, но уже на другом — рационально-теоретическом — уровне. Повседневное познание помогало людям постигать свойства и отношения между теми вещами и предметами, которые были необходимы для практической деятельности.

Основой повседневного познания является "здравый смысл". Во многих ситуациях повседневной жизни здравый смысл помогает людям найти свой путь в окружающем мире, но он терпит неудачу в ситуациях, когда здравый смысл должен выйти за рамки повседневной жизни.

Обыденное знание характеризуется фрагментарной совокупностью знаний о фактах и простейших индуктивных обобщениях, которые действуют как прямой результат повседневного опыта, повседневной практики. Наука также возникает из потребностей практической человеческой деятельности. Однако если здравый смысл не выходит за рамки такой практики, то наука предшествует ей, становится точкой отсчета для новых видов практической деятельности. Предвосхищающее исследование объектов — важнейшая черта науки. Поэтому наука может рассматривать такие потенциально возможные объекты, которые еще не включены в систему социально-исторической практики.

Наука существует как система логически связанных понятий, суждений, принципов, законов, теорий, сформированных на основе научной методологии и направленных на постижение объективной истины. Такой способ существования научного знания характерен прежде всего для научного естествознания. При этом социогуманитарное познание должно иметь дело не только с объективной стороной социальной реальности, но и учитывать субъективную сторону действий людей, включать в объект исследования человеческие чувства, эмоции, цели, мотивы и суждения.

Однако содержание современной культуры не сводится только к научному познанию. Существуют и другие способы познавательной деятельности в культуре (ненаучные [4] ), которые проявляются в искусстве, политике, религии и других формах освоения окружающего мира.

Специфика научного познания наиболее очевидна при сравнении с ненаучными формами познания. Среди таких форм наиболее распространено обычное познание. Поэтому давайте сравним науку с этим способом познания (табл. 1.1).

Отношения между обыденным и научным способами познания

Полезность (иногда ложь приносит немедленную пользу)

Путешествие по вашему телу

Уровень актуальности, отраженный в законах

Способ обоснования знаний

Привычки, убеждения, индивидуальный опыт, авторитет

Доказательства: теоретические и эмпирические

Способ организации знаний

Спонтанный, "лоскутный" характер объединения фрагментов знаний

Поиск согласованности и целостности системы научного знания

Способ приобретения знаний

приобретается спонтанно, "само собой", без явных усилий со стороны человека

Результат интенсивной, целенаправленной работы, обычно в специализированных учреждениях

Повседневный естественный язык

Специализированный язык науки

Нет специализированных методов

Разработка специализированной системы методов

Существование специализированного учреждения

Наука как социальный институт

Источник: Кузьменко Г.Н. Атюцкий Г.П. Философия и методология науки. С. 42.

Прокомментируем несколько строк таблицы.

Виды знаний. Научное познание. Социальное познание �� ЕГЭ по обществознанию

1 Истина является главной и ведущей целью научного познания в отличие от ориентированного на выгоду разговорного познания. В этом случае немедленная индивидуальная выгода часто достигается путем намеренного введения собеседника в заблуждение [5] .

Другие виды познавательной деятельности ориентированы на иные (по отношению к истине) ценности: целью этического познания является добро, эстетического познания — красота.

  • 2 Наука ориентирована на объективное познание, на полное исключение влияния познающего субъекта на результаты познания. Таким образом, художественная картина — это отражение предмета через призму субъективных ценностных ориентаций создателя этой картины, а наука стремится исключить субъективные качества исследователя из конечного результата познания. Если по картинам Рембрандта или Рафаэля можно узнать духовный мир этих художников, то из законов Ньютона практически невозможно вывести характеристики мировоззрения Ньютона как личности.
  • 3 Здравый смысл постигает объекты мира на уровне явления. Поверхностный характер такого познания, его отсутствие глубины, позволяет быстро ориентироваться в окружающем мире, но такой ориентации не хватает основательности. Вот почему "здравый смысл" малополезен за пределами повседневной жизни. Наука стремится открыть законы изучаемого явления и таким образом постичь сущность природных и социальных явлений за пределами повседневного мира.
  • 4 Характеристики субъекта познавательной деятельности (индивидуальные или коллективные) существенно зависят от типа познавательной деятельности. Субъектом обыденного познания является обычный обыватель, а также ученый в повседневной ситуации или при попытке решить проблемы, лежащие вне сферы его профессиональной компетенции. Субъектом эффективной научной деятельности является специально подготовленный профессионал-исследователь.
  • (5) Любое знание принимается субъектом, если оно обосновано. Способы обоснования общепринятого знания (личный опыт, привычка, влияние авторитета, вера и т.д.) неустойчивы, поскольку влияние одного авторитета может смениться влиянием другого, вера в инопланетян может смениться верой в НЛО и так далее.

В принципе, обоснования научного знания бывают разными: теоретическими и эмпирическими (опытными). Поскольку такие обоснования можно повторять и проверять, научное знание относительно стабильно. Однако это не исключает того, что научное знание, обоснованное сегодня, может быть опровергнуто в будущем системой новых аргументов.

6 Способы организации знаний принципиально различны. Общее знание — это сложный, часто противоречивый конгломерат эмпирических знаний, предрассудков, стереотипов, мнений, примет, пословиц и поговорок, слухов и т.д. Она не только спокойно относится к своим внутренним противоречиям, но и часто находит "убедительные" аргументы для обоснования противоречивых тезисов. Так, в русском фольклоре басня о Емеле, на которого работала щука, мирно сосуществует с пословицей "Без работы не вытащишь и рыбку из пруда".

В научном знании каждое теоретическое и логическое противоречие является сигналом того, что данный фрагмент знания недостаточно разработан и требует дополнительной проверки и обоснования.

Факт из истории науки

Планетарная модель атома Э. Резерфорда вступила в конфликт с законами электродинамики. Электрон, вращающийся вокруг атомного ядра, согласно этим законам, должен был излучать энергию и неизбежно падать на ядро. Для этого потребовались талант и научная смелость Н. Бора, который смог разрешить это противоречие, выдвинув постулат о стационарных орбитах вращения электронов. Находясь на такой орбите, электрон не излучает энергию. Только переходя с одной стационарной орбиты на другую, электрон излучает порцию (квантовой) энергии.

Таким образом, II. Бору удалось не только разрешить противоречие планетарной модели атома Резерфорда, но и обеспечить теоретическую основу для открытия М. Планка, который заявил, что тепловая энергия черного тела излучается не непрерывно, а порциями — квантами.

Этот пример показывает, что внутренние противоречия науки являются важным источником ее развития.

  • (6) Если обычные знания приобретаются в основном спонтанно (в процессе обычного общения и повседневной практики), то приобретение научных знаний требует целенаправленной и упорной работы. Поэтому студенты в корне ошибаются, если думают, что науку можно изучать только по учебникам (которые знакомят с основами учебной дисциплины, но не с наукой как таковой) или даже просто по конспектам лекций. Изучение науки невозможно без обращения к первоисточникам — реальным научным текстам: статьям, монографиям, отчетам о НИОКР, материалам научных конференций и т.д.
  • 7 Современное научное знание возникает и развивается в рамках социального института науки, как основного регулятора многообразной системы отношений, складывающихся вокруг процесса производства и воспроизводства научного знания. Обычные знания не нуждаются в таком институте.

Подведем промежуточные итоги. Сущность науки как познавательного процесса связана не столько с известными истинами, сколько с процессом поиска новых истин, которые получаются в процессе исследовательской деятельности, изначально направленной на познание законов природы и общества.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Женская красота