Наука как специфический тип знания

Наука как специфический тип знания

Наука как специфический тип знания изучается логикой и методологией науки. В этом случае основная проблема связана с присвоением характеристик, необходимых и достаточных для того, чтобы отличить науку от других форм духовной жизни человека — искусства, религии, обыденного сознания и других.

Относительный характер критериев научности. Граница между научными и ненаучными формами знания является гибкой и изменчивой, поэтому огромные усилия по разработке критериев научности не привели к однозначному решению. Во-первых, в ходе исторического развития науки (см. главу 3) критерии научности постоянно менялись. Например, точность и определенность, логическое доказательство, открытость к критике и демократичность считались основными характеристиками науки в Древней Греции. В Средние века существенными чертами науки были теология, схоластика и догматизм; "истины разума" были подчинены "истинам веры". Основными критериями научности в Новое время были объективность и фактичность, теоретическая и эмпирическая обоснованность, систематичность, практическая польза. Сама наука из созерцательной и наблюдательной превратилась в сложную теоретическую и экспериментальную деятельность, создав свой собственный специфический язык и методы.

За последние 300 лет наука также внесла свои коррективы в проблему определения атрибутов научности. Такие атрибуты, изначально присущие научному знанию, как точность и определенность, начали уступать место гипотетическому характеру научного знания, т.е. научное знание становится все более вероятностным по своей природе. В современной науке нет такого жесткого разделения между субъектом, объектом и средствами научного познания. При оценке истинности полученного знания об объекте следует учитывать соотнесение полученных научных результатов с характеристиками средств и операций деятельности, а также с ценностными установками ученого и научного сообщества в целом. Все это говорит о том, что критерии научной достоверности не являются абсолютными, а меняются с изменением содержания и статуса научного знания.

Во-вторых, относительный характер критериев научности определяется ее многомерностью, разнообразием объектов исследования, способов построения знания, методов и критериев его истинности. Современная наука выделяет как минимум три класса наук — естественные, технические и социогуманитарные. В естественных науках доминируют методы объяснения, основанные на различных типах логики, в то время как в социогуманистическом знании определяющими становятся методы интерпретации и понимания (см. главу 11).

Однако относительный характер критериев научности не отменяет наличия определенных инвариантов, основных черт научного знания, которые характеризуют науку как целостное специфическое явление человеческой культуры. К ним относятся объективность и фактичность, последовательность, логическая доказательность, теоретическая и эмпирическая обоснованность.

Все остальные необходимые характеристики, отличающие науку от других форм познавательной деятельности, можно представить как производные, зависящие от перечисленных основных характеристик и обусловленные ими.

Субъективность и объективность научного знания представляют собой неразрывное единство. Субъективность — это свойство субъекта полагать себя в качестве существенных отношений и законов, подлежащих изучению. Субъективность научного знания вытекает, соответственно, из его объективного характера. Конечной целью науки является предвосхищение процесса превращения объекта практической деятельности в продукт. Научная деятельность может быть эффективной только в том случае, если она соответствует этим законам. Поэтому главная задача науки — определить законы и отношения, по которым изменяются и развиваются объекты. Ориентация науки на изучение объектов является одной из главных особенностей научного познания. Объективность, как и беспристрастность, отличает науку от других форм духовной жизни человека. Так, если в науке постоянно развиваются средства, способные свести на нет роль субъективного фактора и его влияние на результат познания, то в искусстве, напротив, оценочное отношение художника к произведению непосредственно содержится в художественном образе. Это, конечно, не означает, что личностные моменты и ценностные ориентации ученого не играют роли в научной работе и не оказывают абсолютно никакого влияния на научные результаты. Но наука — это прежде всего конструирование объекта, подчиняющегося объективным отношениям и законам, чтобы деятельность человека, основанная на результатах исследования этого объекта, была успешной. По меткому замечанию В.С. Степина, там, где наука не может построить объект, определяемый сущностными отношениями, там ее притязания заканчиваются [2].

Системность научного познания, которая характеризует все стороны науки (ее содержание, организацию, структуру, выражение полученного результата в виде принципов, законов и категорий), является специфической чертой, отличающей научное познание от обыденного познания. Обыденное познание, как и научное, направлено на постижение реального объективного мира, но в отличие от научного познания, оно формируется спонтанно в процессе человеческой деятельности. Обычные знания, как правило, не систематизированы: это скорее отрывочные представления об объектах, полученные из различных источников информации. Научное знание всегда и во всем систематизировано. Как известно, система — это совокупность подсистем и элементов, которые находятся в отношении друг к другу и взаимосвязаны, образуя определенную целостность, единство. В этом смысле научное знание представляет собой единство принципов, законов и категорий, соответствующих принципам и законам изучаемого мира. Систематический характер науки проявляется и в ее организации. Она структурирована как система определенных областей знаний, классов наук и т.д. Систематичность все больше становится частью теории и методологии современной науки. Так, предметом относительно молодой науки — синергетики — являются сложные самоорганизующиеся системы, а среди методов науки наиболее распространенными являются системный анализ, системный подход, реализация принципа целостности.

Логическое доказательство. Теоретическая и эмпирическая валидность. Правомерно рассматривать эти специфические особенности научного познания вместе, поскольку логическое происхождение можно представить как один из видов теоретической обоснованности научного знания. Особые способы обоснования научной истины также отличают науку от обычного знания и религии, где многое принимается на веру или основывается на непосредственном жизненном опыте. Научное знание обязательно предполагает теоретическую и эмпирическую обоснованность, логику и другие формы доказательства достоверности научной истины.

Современная логика не является однородным целым, напротив, в ней можно выделить относительно самостоятельные подразделения или типы логики, которые возникали и развивались в разные исторические периоды с разными целями. Таким образом, традиционная логика с ее силлогизмами и схемами доказательства и опровержения возникла на ранних этапах развития научного знания. Усложнение содержания и организации науки привело к развитию логики предикатов и неклассических логик — модальной логики, логики временных отношений, интуиционистской логики и так далее. Средство, с помощью которого действует эта логика, — подтверждение или опровержение некоторой научной истины или ее основы.

Доказательство — это наиболее часто используемая процедура теоретического обоснования научного знания, которая заключается в логическом выведении достоверного суждения из его оснований. В доказательстве можно выделить три элемента:

O тезис — суждение, требующее обоснования;

O аргументы, или основания — обоснованные суждения, из которых логически вытекает и обосновывается тезис;

Демонстрация — рассуждение, включающее одно или несколько умозаключений. В демонстрациях могут использоваться умозаключения ассерторической логики, категорические силлогизмы, индуктивные умозаключения и аналогия. Использование двух последних типов умозаключений приводит к тому, что тезис обосновывается как истинный с большей или меньшей степенью вероятности [1. P. 253].

Что такое наука? Очень кратко

Эмпирическая валидность включает процедуры подтверждаемости и повторяемости установленной взаимосвязи или закона. Научный факт, выявленная эмпирическая закономерность, эксперимент может быть назван средством подтверждения научного тезиса. Повторяемость как критерий научности проявляется следующим образом: научное сообщество не принимает за достоверные явления, зафиксированные приборами и наблюдаемые экспертами — представителями академической науки, если отсутствует возможность их повторения, поэтому такие явления не включаются в предмет научного исследования; это относится в первую очередь к таким областям знаний, как парапсихология, уфология и др.

Критерий логической доказуемости научной теории, как и другие критерии научности, не всегда и не полностью выполним, например, результаты А. Черча о доказуемости исчисления предикатов второго порядка, теорема С. Гёдель о недоказуемости формальной непротиворечивости арифметики для натуральных чисел и др. [3, s. 155]. [3. С. 155]. В таких случаях в арсенал научных средств вводятся дополнительные логико-методологические принципы, такие как принцип аддитивности, принцип неопределенности, неклассическая логика и др.

7. Наука и научное знание

Научные критерии могут быть неосуществимы, если невозможно сконструировать сам объект научного исследования. Это относится к любой целостности, когда за "скобкой доказательства" (контекстом, не объясненным до конца) остается нечто в принципе необъективное, или, говоря словами Гуссерля, некий "горизонт", "фон" как предварительное понимание, которое не может быть выражено логическими средствами. Научное познание затем дополняется герменевтическими процедурами как особым методом понимания и интерпретации. Его суть заключается в следующем: сначала нужно понять целое, чтобы затем стали понятны части и элементы.

Относительность критериев научности свидетельствует о постоянном развитии науки, расширении ее проблемного поля и появлении новых, более адекватных средств научного поиска. Критерии научности выступают в качестве важных регулятивных элементов в развитии науки. Они позволяют нам систематизировать, оценивать и адекватно понимать результаты научных исследований.

Таким образом, наука как объективное и предметное знание о реальности основывается на контролируемых (подтверждаемых и повторяемых) фактах, рационально сформулированных и систематизированных идеях и решениях; она заявляет о необходимости доказательств. Критерии научности определяют специфику науки и раскрывают направленность человеческого мышления на объективное и всеобщее познание. Язык науки характеризуется логичностью и систематичностью (точное использование понятий, определенность их связи, обоснование их последовательности, возможность выведения друг из друга). Наука — это целостное образование. Все элементы научного комплекса находятся во взаимных отношениях, объединяются в определенные подсистемы и системы.

  • 1 Ненашев М.И. Введение в логику. М., 2004.
  • 2 Степин В. С. История и философия науки. М., 2011.
  • 3. Философия: проблемный курс : учебник; под ред. С.А. Лебедев. М., 2002.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Женская красота