Наука как особая сфера культуры. культурологический подход к исследованию науки.

Наука как особая сфера культуры. Культурологический подход к исследованию науки.

Наука и культура

Одной из функций науки является культурно-образовательная функция.

Существуют различные взгляды на науку.

Например, ученые провозглашают знания высшей культурной ценностью.

Они справедливо подчеркивают, что наука является производительной силой общества, производит социальные ценности и обладает неограниченными познавательными возможностями.

Компьютеризация науки. Статья Ценности.

Наука как особая сфера культуры.

Наука как сфера культуры. Science as a Sphere of Culture (Lecture)

Современная философия науки рассматривает научное познание как социокультурный феномен. Это означает, что наука зависит от множества сил и влияний, действующих в обществе, и во многом определяет саму социальную жизнь. Наука возникла как социокультурный феномен, отвечающий на специфическую человеческую потребность в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире. Она существует, оказывая несомненное влияние на развитие всех сфер общественной жизни. С другой стороны, наука претендует на то, чтобы быть единственным постоянным и "истинным" основанием культуры.

Наука, как социокультурное явление, всегда основывается на культурных традициях, принятых в обществе ценностях и нормах. Каждое общество имеет науку, соответствующую уровню его цивилизационного развития. Когнитивная деятельность вплетена в существо культуры. Культурно-технологическая функция науки связана с включением человека — субъекта познавательной деятельности — в познавательный процесс.

Наука не может развиваться без овладения знаниями, которые стали общественным достоянием и хранятся в социальной памяти. Культурная сущность науки подразумевает ее этическое и ценностное содержание. Открываются новые возможности для этоса науки — проблема интеллектуальной и социальной ответственности, морального и этического выбора, личностные аспекты принятия решений, проблема морального климата в научном сообществе и коллективе.

Наука выступает в качестве агента социального регулирования общественных процессов. Она влияет на потребности общества, становится условием рациональной экономики, каждая инновация требует рационального научного обоснования. Проявлением социокультурной регуляции науки является существующая система образования, подготовки и включения членов общества в исследовательскую деятельность и этос науки. Этос науки (по Р. Мертону) — это набор моральных императивов, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученого.

Видео 2 2 Наука в системе культуры Специфика науки

Научная деятельность признана необходимой и непреходящей социокультурной традицией, без которой невозможно нормальное существование и развитие общества; наука является одним из приоритетных видов деятельности любого цивилизованного государства.

Наука как социокультурный феномен включает в себя множество отношений, в том числе экономические, социально-психологические, идеологические, социально-организационные. Отвечая на экономические потребности общества, она реализует себя как непосредственная производительная сила и выступает в качестве основного фактора экономического и культурного развития людей.

Отвечая на политические потребности общества, наука предстает как инструмент политики. Официальная наука должна поддерживать основные идеологические установки общества, предоставлять интеллектуальные аргументы, которые помогают существующей власти сохранить свое привилегированное положение.

Постоянное социальное давление ощущается не только потому, что наука сегодня должна выполнять социальный заказ. Ученые всегда несут моральную ответственность за последствия технологических установок. В случае с наукой секретность является важной особенностью. Это связано с необходимостью выполнения специальных заказов, особенно в военном секторе.

Наука — это "коммунитарное (коллективное) начинание": ни один ученый не может не опираться на достижения своих коллег, на коллективную память человечества. Каждый научный результат — это плод коллективных усилий.

Культурологический подход к науке.

Швырев: наука предстает здесь как система управления деятельностью, она включается в деятельность как ее идеальный план. в рамках этих подходов предметом изучения становятся отношения научного сообщества к определенным стилям мышления, социальные роли и ценностные ориентации ученых, этос науки, амбивалентность научных норм. Генезис науки рассматривается как социокультурный феномен в социологии знания (М. Шелер, К. Мангейм) и социологии науки (Л. Флек, Ф. Знанецкий, Р. Мертон).

Социологический подход к науке выявляет зависимость науки от потребностей технологического развития, от существующих социально-политических структур, от формирующегося научного общества, его ценностей и норм, от религиозных ориентаций ведущих ученых XVII в. Мертон связывает возникновение науки с пуританизмом (что относится только к английской науке), подчеркивая формирование норм науки как социального института. Для структурно-функционального анализа важно понять каждый социальный институт с точки зрения функционирования системы ценностей и норм поведения. Мертон формулирует основные черты этоса науки, или нормативных регуляторов научной деятельности — универсализм, коллективизм, незаинтересованность и организованный скептицизм. Когнитивная деятельность рассматривается как деятельность, соответствующая этим универсальным нормам, которые остаются постоянными и стабильными на протяжении всей истории науки и обеспечивают существование науки как таковой. Эта единая ценностно-нормативная структура науки, или этос, выражается в системе предписаний, запретов, предпочтений, санкций и разрешений. Наука как социальный институт имеет специфическую систему распределения вознаграждений за выполнение институционально предписанных ролей (Н: присвоение имени ученого в честь открытия, почетные награды, научные звания и т.д.). В науке как социальном явлении существует борьба за первенство своей теории, что привело к появлению в науке понятий плагиата, называния оппонентов, отказа от борьбы за признание. Девиантное поведение свидетельствует о дисфункции ученого, что не способствует выживанию научной системы…..

Культурный подход к науке разделил все существующие на Земле цивилизации (Тойнби) на традиционные и технократические. Различия между традиционной и технократической цивилизацией носят радикальный характер, и это в значительной степени распространяется и на науку.

Для традиционных обществ характерен более медленный темп социальных изменений. Конечно, в них тоже возникают инновации как в сфере производства, так и в сфере регулирования общественных отношений, но этот прогресс очень медленный по сравнению с продолжительностью жизни отдельных людей и даже поколений. Следовательно, в культуре этих обществ приоритет отдается традициям, образцам и нормам, которые аккумулируют опыт предков и канонизируют стиль мышления. Инновационная (научная) деятельность отнюдь не рассматривается здесь как высшая ценность, напротив, она имеет ограничения и допускается только в рамках многовековых традиций. Древняя Индия и Китай, Древний Египет, государства мусульманского Востока средневекового периода и т.д. — Это все традиционные общества. Этот тип социальной организации сохранился до наших дней: многие страны третьего мира сохраняют черты традиционных обществ, хотя их столкновение с современной западной (техногенной) цивилизацией рано или поздно приводит к радикальной трансформации традиционной культуры и образа жизни.

В техногенных цивилизациях дело обстоит иначе. Можно сказать, что экстенсивное развитие истории сменяется здесь интенсивным, пространственное существование сменяется временным. Резервы роста черпаются уже не из расширения культурных зон, а из перестройки самих основ старого образа жизни и создания принципиально новых возможностей. Самым важным и поистине эпохальным всемирно-историческим изменением, связанным с переходом от традиционного общества к техногенной цивилизации, является возникновение новой системы ценностей. Сама инновация, оригинальность, в целом то, что является новым, признается как ценность. С этим связан особый статус научной рациональности в системе ценностей техногенной цивилизации, особое значение научно-технического взгляда на мир, поскольку знание о мире является условием его преобразования. Она порождает убеждение, что человек способен, открыв законы природы и социальной жизни, регулировать природные и социальные процессы в соответствии со своими целями. Поэтому в современной европейской культуре и в последующем развитии техногенных обществ категория науки приобретает своего рода символическое значение. Он рассматривается как необходимое условие для процветания и прогресса. Ценность научной рациональности и ее активное влияние на другие сферы культуры становится характерной чертой жизни техногенных обществ.

В целом, через призму культуры — наука предстает как средство получения и накопления знаний, средство удовлетворения человеческих (в основном научных) потребностей.

Мы поможем вам написать любую работу на аналогичную тему

Наука как особая сфера культуры. Культурные подходы к науке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Женская красота