Классификация наук фрэнсиса бэкона

Классификация наук Фрэнсиса Бэкона

Классификация наук Бэкона, которая была альтернативой аристотелевской, долгое время считалась фундаментальной многими европейскими учеными и философами. Деление Бэконом всех наук на исторические, поэтические и философские основано на психологических критериях. История — это знание, основанное на памяти, и делится на естественную историю, описывающую природные явления, включая чудеса и всевозможные отклонения, и гражданскую историю. Поэзия основана на воображении. Философия основана на разуме. Она делится на философию природы, философию божественного (естественную теологию) и философию человека (науку о морали и социальных явлениях). В натурфилософии Бэкон различает теоретическую часть (изучение причин, причем материальные и оперативные причины превалируют над формальными и целевыми) и практическую часть ("естественная магия"). Как натурфилософ, Бэкон симпатизировал атомистической традиции древних греков, но не был ее полным приверженцем.

Для того чтобы привести все в порядок, по мнению Бэкона, необходимо сначала классифицировать науки, а для этого составить основные принципы такой классификации. Фрэнсис Бэкон считал, что классификация должна основываться на способностях человеческой души: памяти, воображении, интеллекте. В зависимости от них он разделил науки на три большие группы:

(a) история как описание фактов, включая естественные и гражданские факты;

(b) теоретические науки, или "философия" в широком смысле;

(в) поэзия, литература, искусство в целом.

Те науки, которые в основном опираются на память, которые описывают факты и события, Фрэнсис Бэкон объединил под единым термином "история".

Он назвал дисциплины, которые полагаются на воображение, "поэзией".

Науки, которые определяются разумом, являются "философскими науками". Предметами философии являются Бог, природа и человек. В рамках "философии" в широком смысле слова Бэкон выделял "первую философию" (или собственно философию), которую, в свою очередь, делил на "естественную теологию", "антропологию" и "естественную философию".

Фрэнсис Бэкон различал божественную философию, натурфилософию и философскую антропологию, или философию человека. У каждой из этих ветвей философии своя задача:

Божественная философия имеет задачу дать интеллектуальную интерпретацию Бога и опровергнуть атеизм.

Натурфилософия занимается изучением и исследованием природных связей и причин, стремится дать им рациональное объяснение и должна помочь человеку создать новые объекты, не существующие в природе, но необходимые ему.

Антропология Фрэнсиса Бэкона делится на собственно "философию человека" (включающую психологию, логику, теорию познания и этику) и "философию гражданства" (т.е. политику). В то же время Бэкон считал, что науки, изучающие мышление (логика, диалектика, теория познания и риторика), являются ключом ко всем остальным наукам, так как содержат "умственные инструменты", которые направляют разум и предостерегают его от ошибок ("идолов").

Главной целью Фрэнсиса Бэкона и его науки было найти метод получения максимально достоверных знаний для преобразования природы и производства предметов, необходимых человеку.

8 Критика схоластики. Учение о "духах"

Создавая "истинную философию", объектом изучения которой должна быть природа, Бэкон подверг резкой критике средневековое схоластическое мировоззрение. Бэкон критиковал схоластическую философию за то, что она не исследует природу, а интерпретирует общие положения древних авторов и "священных писаний". Философ считал, что схоласты подменяли суть дела красивыми фразами, выдавая пустые фразы за саму суть предмета. "Довольствуясь малой нитью, с помощью беспокойного ума, неустанно двигающегося взад и вперед, они создали ту сложную и трудоемкую ткань, которая составляет содержание их сочинений". — Бэкон писал. Схоласт "ткет некую научную ткань, несомненно, поражающую тонкостью нитей и изяществом работы, но совершенно пустую и ни на что не годную". Бэкон разделил философов на три группы. Он сравнил их с пауками, которые плетут паутину своей системы из одного лишь индивидуального сознания; их философия не подтверждается опытом и поэтому не является истинной. Вторая группа философов — это строгие эмпирики, которые подобны муравьям. Они затягивают в свой философский муравейник все, что попадается им на пути. Их философия эклектична. Истинный философ подобен пчеле, которая распускает цветы, собирает различные соки и перерабатывает их в мед. Другими словами, истинный философ обрабатывает данный опыт в своем мышлении. Однако, поскольку схоласты не обладали способностью творчески перерабатывать полученные знания и не давали научных объяснений природным явлениям, их взгляды являются ложными. Бэкон указывает на то, что схоласты пытаются победить оппонента ловкостью аргументации, но не побеждают его в сути самого вопроса. Он советовал, что связки философии — это не крылья, а гири, — они вместят человеческую мысль, не позволят ей вырваться в область беспочвенных фантазий.
Скудное состояние старой философии явно не соответствовало новым достижениям в области естественных наук и новым условиям политической жизни в Англии. Бэкон отметил, что старая философия не могла пропитать новую практику: "Человечеству было бы обидно, открыв в материальном мире столько стран, земель и морей, столько звезд, терпеть в то же время, что границы психического мира замкнуты в строгом кругу античных и средневековых открытий.

Бэкон был противником философии, оторванной от науки. Он стремился обосновать философию на новом, современном научном материале, дать новый синтез всех открытий на сегодняшний день. Маркс в "Святом семействе" отметил эту особенность мировоззрения Бэкона: "Естественная наука в его глазах является истинной наукой, а физика, которая основана на свидетельствах внешних органов чувств, является самой важной частью естественной науки. Анаксагор с его гомеомериями и Демокрит с его атомами часто цитируются им как авторитеты". Бэкон ясно показал свое отношение к средневековому мировоззрению в своей критике так называемых "идолов" "призраков" или суеверий человеческого познания, которые тормозят научный прогресс. Бэкон перечислил четыре таких духа: духи рода, пещеры, рынка и театра.

Политическое учение Фрэнсиса Бэкона

Первый и второй призраки — это те предрассудки, которые препятствуют соединению истинной философии и истинной науки о природе. Они относятся, по мнению Бэкона, к области "естественных свойств человеческого разума". Два вторых духа, рынок и театр, — это то, что Бэкон называет приобретенными предрассудками, возникшими в процессе социальной жизни.
Каковы заблуждения человеческого разума?

Классификация наук: от Аристотеля до Гегеля

Духи родства, пишет философ, "находят свое основание в самой человеческой природе, в племени или расе людей. Ибо неверно говорить, что чувства человека являются мерой вещей. Напротив, все восприятия как органов чувств, так и разума принадлежат человеку, а не миру. Разум человека подобен неровному зеркалу, которое, добавляя к природе вещей свою собственную природу, отражает вещи в искаженном и изуродованном виде.

Среди предрассудков, тормозящих научный прогресс, Бэкон считает, что в природе относительно большой порядок, на самом деле он гораздо меньше, чем предполагается.
Философ отвергал попытки ученых ввести фикции, произвольные конструкции, такие как круги небесных сфер Аристотеля, знаменитое представление о небесных телах как о драконах, древнее учение о четырех стихиях и так далее.

Призраки пещеры — это, по словам философа, "заблуждения индивида". Ведь у каждого, помимо ошибок, свойственных человеческому роду, есть своя особая пещера, которая нарушает и искажает свет природы. Это происходит либо от врожденных качеств каждого, либо от воспитания и разговоров с другими, либо от чтения книг и от авторитетов, перед которыми преклоняются, либо от разницы впечатлений. либо от других причин". Перечисляя проявления духов пещеры, Бэкон отмечает, что люди часто приходят к неверным выводам из-за несовершенства своего метода исследования. Он предостерегает от излишнего почитания старого или чрезмерного увлечения непроверенными новыми материалами; он критикует тех людей, которые стремятся упростить порядок природы, поскольку любое упрощение "расслабляет человеческий разум" и тем самым приводит к ошибкам; он также критикует тех, кто слишком усложняет понимание природы, тем самым "запутывая и парализуя человеческий разум".

Бэкон считал "Спектры рынка" особенно опасными для науки. "Есть еще Духи, — писал Бэкон, — которые возникают, как бы, из взаимосвязи и общения людей. Мы называем этих духов, имея в виду общение и сообщество людей, которое их порождает, духами рынка. Людей объединяет речь. Слова подбираются в соответствии с сознанием толпы. Поэтому неправильное и несогласованное установление слов удивительным образом осаждает ум. Определения и объяснения, которыми вооружались и защищались образованные люди, совсем не помогают. Слова напрямую нарушают разум, запутывают все и ввергают людей в пустые и бесчисленные споры и толкования." Бэкон определяет призраки рынка как чрезмерную уверенность человека в правдивости простых слов, названий несуществующих вещей и т.д. Он считает призраки рынка помехой для научного поиска.
Призраки театра "завладели душами людей из различных догм философии и извращенных законов доказательств". Мы называем их призраками театра, потому что считаем, что столько же выдуманных философских систем принято, столько же комедий поставлено и сыграно, представляющих вымышленные и искусственные миры". Фантомы театра проявляются в том, что ошибочные теории вошли в человеческий разум — не как врожденные, а как добровольно воспринятые человеком. Это особенно очевидно в попытках человека "сделать многое из малого", в неясности и постоянной неадекватности опыта, в ложности переноса методов ремесла в науку и, наконец, в неумелости людей, когда они выражают свое согласие или несогласие с любым научным аргументом.

Все материалы, представленные на этом сайте, предназначены только для ознакомления читателей и не преследуют коммерческих целей или нарушения авторских прав. Studall.org (0,005 сек.)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Женская красота