Карл поппер: предположения и опровержения. рост научного знания

Карл Поппер:
Предположения и опровержения. Рост научного знания

Карл Раймунд Поппер (Karl Raimund Popper; ) был австрийским и британским философом и социологом. Он является основателем философской концепции критического рационализма. Он широко известен своими исследованиями в области философии науки и работами в области социальной и политической философии, в которых он отстаивал принципы свободного общества. Это работа по теории научного познания, которая занимает ключевое место в его творчестве. Он не только обобщает результаты своей работы и намечает перспективы дальнейших исследований, но и применяет их к социально-политическим проблемам.

Возникновение научного знания. Карл Поппер: Учиться на ошибках.
Предисловие редактора русского издания

Характерной чертой нашей эпохи является углубление специализации. Эта тенденция особенно заметна в науке. И даже в философии, которая всегда стремилась к синтезу, в последнее время становится все более очевидным, что мыслители чаще всего предпочитают отдельные дисциплины, избранные и любимые области — каждый сам по себе. Поэтому тем более интересно и ценно обнаружить редкие исключения из этого правила.

Карл Раймунд Поппер — один из немногих современных интеллектуалов, сделавших себе имя как благодаря своим исследованиям в области философии науки, так и благодаря своей работе в области социальной и политической философии. Важно отметить, что его размышления о структуре и функционировании общества, его идеи об историческом процессе и его политические рекомендации основаны на его собственных концепциях научного знания и познания.

Кроме того, Поппер оказывается знаковой фигурой в эволюции современной западной интеллектуальной традиции, обозначив переход от логического неопозитивизма Венского кружка и Львовско-Варшавской школы к критическому рационализму постпозитивизма. Основным критерием научности, в отличие от принципа верификации (подтверждения) неопозитивистов, Поппер считает принцип фальсификации: принципиальная возможность опровержения (фальсификации) любого научного утверждения или набора научных утверждений (теорий) при выявлении несовместимости их предсказаний с эмпирическими данными. Все научное знание, согласно Попперу, гипотетично, подвержено неизбежным ошибкам (фаллибилизм), не может быть полностью и окончательно подтверждено (верифицировано), но может избавляться от сознательно ложных (фальсифицированных) утверждений, несовместимых с опытом. Именно критическое отношение позволяет человеку, пробуя различные возможности, учиться на своих ошибках — это относится не только к научному знанию, но и к социальной жизни.

Карл Поппер-9: эволюция научного знания

Биография Поппера не очень богата внешними событиями. Он родился в Вене 28 июля 1902 года в семье профессора права Венского университета. Богатая библиотека отца помогла ему проявить самостоятельный интерес и заняться философскими вопросами. С 1918 по 1924 год Поппер изучал математику в Венском университете. После защиты диссертации в 1928 году со степенью по математике и физике он работал в клинике для беспризорных детей, в Венском педагогическом институте и в школах. Сам Поппер начинает профессиональное изучение философии в 1937 году, хотя его первая книга по философии, "Логика научного исследования", уже была опубликована на немецком языке в 1934 году. С 1937 по 1945 год Поппер живет в Новой Зеландии и работает в университете Крайстчерча. В это время он сосредоточивается на социальных проблемах и публикует две книги — "Нищета историцизма" (1944) и "Открытое общество и его враги" (1945). Получив британское гражданство, Поппер прибывает в Англию в 1946 году и начинает преподавать на кафедре философии, логики и научного метода в Лондонской школе экономики и политических наук. В 1959 году, после публикации на английском языке книги "Логика научного исследования", идеи Поппера стали широко известны. Среди многочисленных учеников Поппера выделялись Томас Кун, Имре Лакатос и Пол Фейерабенд, которые в полемике со своим учителем и между собой разработали собственные оригинальные концепции философии науки. Поппер вышел на пенсию в середине десятилетия, продолжая при этом много писать и публиковаться. Поппер умер в Лондоне 17 сентября 1994 года и похоронен в Вене.

Книга Поппера "Допущения и опровержения", которая впервые была опубликована на русском языке полностью (за исключением приложения, которое носит сугубо технический характер и представляет лишь исторический интерес), в некотором смысле занимает одно из ключевых мест в его творчестве. Она была опубликована в 1963 году — после "Логики научного исследования" и до "Объективного знания" (1972) — и ознаменовала собой переход интересов Поппера от логических и методологических проблем эпистемологии или теории научного знания к общей теории познания, философии разума и эволюционной эпистемологии.

Он не только подводит итоги проделанной работы и намечает перспективы дальнейших исследований, но и применяет полученные результаты к социально-политическим проблемам. Состоящая в основном из лекций, она сохранила живой язык автора, яркую аргументацию, образность и полемический задор.

Предисловие автора

Эссе и лекции, составляющие эту книгу, — это вариации на простую тему, вариации на тему того, что мы способны учиться на своих ошибках. Они разрабатывают теорию знания и его роста. Это теория разума, приписывающая рациональной аргументации скромную, но тем не менее важную роль критики наших зачастую ошибочных попыток решить проблемы.

А 1.5 Концепция К. Поппера — Философия науки для аспирантов

В то же время это теория опыта, отводящая нашим наблюдениям столь же скромную и почти столь же важную роль — роль верификации, способной помочь нам обнаружить ошибки. Хотя она подчеркивает нашу способность ошибаться, она не делает никаких уступок скептицизму, поскольку она также подчеркивает тот факт, что знания могут расти и наука может развиваться — именно потому, что мы можем учиться на наших ошибках.

Наше знание, и научное знание в частности, продвигается через необоснованные (и неоправданные) ожидания, догадки, предварительные решения наших проблем, через предположения. Эти предположения контролируются критикой, то есть попытками опровержения, включающими серьезную критическую проверку. Они способны выдержать эти испытания, но никогда не могут быть позитивно обоснованы: они никогда не могут быть приняты как безусловно истинные или даже "вероятные" (в смысле исчисления вероятностей).

Критика наших предположений имеет решающее значение: выявляя ошибки, она позволяет нам понять сложность проблемы, которую мы пытаемся решить. Таким образом, мы лучше осознаем нашу проблему и можем предложить более зрелые решения: простое опровержение теории, то есть серьезное решение проблемы методом проб и ошибок, — это всегда шаг вперед, приближающий нас к истине. Таким образом, мы учимся на своих ошибках.

Учась на ошибках, наши знания растут, хотя мы ничего не знаем с абсолютной уверенностью. Но здесь нет причин сомневаться в способности разума, потому что наши знания способны увеличиваться. А поскольку мы ничего не можем знать с уверенностью, не существует непререкаемого авторитета и нет места для самодовольства или тщеславия.

Те из наших теорий, которые оказались весьма устойчивыми к критике и в какой-то момент показались нам лучшим приближением к истине, чем другие теории, вместе с отчетами об их проверке, можно считать "наукой" на данный момент. Ни один из них не может быть оправдан в положительном смысле, поэтому именно их критический и прогрессивный характер — тот факт, что мы можем обосновать их способность решать наши проблемы лучше, чем их конкуренты — создает рациональность науки.

Таков, в двух словах, центральный тезис, развиваемый в этой книге, который применим ко многим областям, от философии и истории физических и социальных наук до политических и социально-исторических вопросов.

Мой центральный тезис придает единство всей книге, а незначительные пересечения отдельных глав оправданы разнообразием затрагиваемых тем. Я пересмотрел, расширил и переписал большинство глав, но сохранил стиль лекций и устных презентаций. Было бы несложно избавиться от устного лекционного стиля, но я думал, что читатели простят меня за такой способ изложения. Я не исключил некоторые повторы, чтобы сохранить целостность глав.

Предвидя будущих рецензентов, я включил в книгу одну критическую рецензию. Она представляет собой заключительную главу книги и содержит основную часть моей аргументации, не освещенную в других главах. Я исключил из текста все страницы, которые требуют от читателя знакомства с техническим аппаратом логики, теории вероятности и так далее. (Поскольку эти дополнения действительно носят очень специализированный характер и требуют от читателя серьезного владения аппаратом математической логики, они не были включены в данное издание. — прим. ред.). Четыре главы из этой книги публикуются здесь впервые.

Чтобы избежать недоразумений, я хочу с полной ясностью заявить, что я всегда использую термины "либерал", "либерализм" и т.д. в том смысле, в котором они все еще используются в Англии (хотя, возможно, не в Америке): Под либералом я подразумеваю не сторонника какой-либо политической партии, а просто человека, который ценит свободу личности и чувствует угрозу со стороны всех форм власти и авторитета.

Карл Поппер. Беркли, Калифорния, весна 1962 года.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Женская красота