История понятия «наука»

История понятия «наука»

Чтобы хоть как-то содержательно объяснить, как работает наука и что она собой представляет, мы можем начать с самого простого и очевидного — определения ее с помощью языка.

Это слово появилось в русском языке сравнительно недавно, а не из славянского языка, как большинство культурных терминов. Оно образовано от древнего индоевропейского корня *euk (ouk-) со значением "приучать, приучать, доверять", от которого произошло славянское (v)uk/ch-. Древнерусское слово оукъ переводится на славянский оученье, и связано с аблаутными формами навык, привычка. Поскольку русские писания имеют греко-византийское происхождение, уместно будет рассмотреть, что означают все эти "навыки и учения". Как правило, nauchenie, skillati и тому подобное — это слова с основой math- (например, глагол manthanein, "изучать, учиться" или mathesis "изучать", здесь также "математика"). Изначально, следовательно, изучение означало "приобретение определенного опыта путем систематических упражнений". В словаре Даля мы находим: "Наука — это (…) не просто отдельное умение, а рациональное и последовательное знание". Здесь мы сталкиваемся с другим словом, "знание" (vnedenie), которое вводит нас в столь плотно насыщенную философскую среду, что нам придется иметь дело с предметным.

Наука существует в форме культуры, а европейская культура имеет два основных корня: наследие греко-римского мира, обычно называемого античностью, и мир Библии, Священного Писания, давшего начало христианскому мировоззрению. Древний семитский мир, из которого Библия взяла все основные формы мышления, не знал такого понятия, как "наука" (можно даже утверждать, что не было такого понятия, как "научность"). Еврейский корень йад (. ), используемый в значении "знание, разум, мудрость", означает мудрость не полученную, не полученную "навыком", а божественное знание, открытое, данное свыше. "Познание Бога" в Библии означает просто веру, религию. Второй корень, известный всем семитским языкам, хахам (hkm), означает "мудрость", но мудрость в очень специфическом смысле. Это мудрость судьи или правителя. Древние считали правление мудростью, но эта мудрость явно не вписывается в семантический круг, подсознательно обводимый ими термином "наука". Возможно, единственное слово, даже отдаленно близкое к термину "наука", встречается в Ветхом Завете всего четыре раза[1]. Это слово — лека (корень . со значением "брать, получать"), что означает "воспринятый", то есть именно то, что обретается через восприятие, сопереживание. Таким образом, мы можем представить себе случай, когда библейский мир был знаком с самим феноменом научного мастерства, но он не был ни культурно значимым, ни культурообразующим. В Новом Завете наука как таковая вообще не обсуждается, а единственное упоминание о систематическом изучении книг, вероятно, содержится в проклятии Христа: "Горе вам, книжники и фарисеи!". Обучение должно подразумевать писца, т.е. регулярное использование носителей информации.

История. Введение. История в системе гуманитарных наук. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»

Однако настоящие корни этого явления и термина "наука" следует искать в древнем мире. Именно древний человек впервые придумал: чтобы быть мудрым, нужно объяснить, как был создан мир и откуда он взялся. Уже в самые ранние времена ученых традиционно называли "мудрецами" (софистами). В античности не только начала формироваться "наука" (стремление объяснить устройство мира за счет наблюдений, гипотез и экспериментов), но и возникла методология этой науки, организованная в виде традиции или школы. Уже один из первых мудрецов, Сократ, призывал изучать человека, чтобы понять мир, а его ученик Платон, который подходил ко многим вопросам, которые сейчас традиционно называют "научно значимыми", считал, например, что знание геометрии абсолютно необходимо для любого философа. Наиболее важным для будущего науки был интерес к природе знания, гносеологический интерес. Однако ни Платон, ни его академические преемники не создали классификацию наук. Это сделал Аристотель. Он отказался от диалектики и возвел аналитику, или теорию доказательного умозаключения (аподиктический силлогизм), которая поднимается от необходимого основания к твердому знанию, к методу. У науки есть методология. Кроме того, Аристотель сформулировал теорию науки. Научное знание — это знание о бытии и как таковое противостоит искусству (сфера которого — практика и производство вещей), опыту (его объект — лишь отдельные факты) и мнению (основанному на вероятности). Научные знания выражаются в форме суждений и утверждений об их истинности. Таким образом, задача научного знания состоит в том, чтобы установить обстоятельство или факт и узнать его причину. Наука, согласно Аристотелю, характеризуется тремя основными чертами: доказательностью, объяснительной способностью и сочетанием единства со степенями подчинения. Последняя характеристика дает возможность свести одни науки к другим и, соответственно, позволяет их классифицировать. Теоретические науки являются условием существования практических наук, а практические науки являются условием существования поэтических (творческих) наук.

Таким образом, философия возложила на науку задачу поиска истины. Современная наука также направлена на получение "истинного" знания о реальности, но наука и истина для ученого далеко не тождественны. Об этом пишет один из современных ученых-науковедов В.Н. Тростников: "В науке как таковой необходимо четко разделять два ее различных аспекта, которые часто (и ошибочно) объединяются под одним знаменем: наука-исследование — систематическое изучение и сопоставление объективно достоверных данных, максимально проверенных фактами, и наука-мировоззрение, то есть набор утверждений, якобы полученных в ходе научного исследования и навязываемых как общеизвестные".

Исторически сложилось так, что у науки были сложные отношения с религией. Хотя Аристотелю было ясно, что наука ведет к тому же, чему учит религия — к созерцанию общих сущностей, в Средние века возник конфликт между наукой и религией. Возникла теория "параллельных истин", истины науки и истины Откровения, или религии. Сегодня науке повсеместно отказывают в праве провозглашать истину.

Основой науки является опыт: эмпиризм стал фундаментальным принципом, а наблюдение и эксперимент — основными методами получения эмпирических знаний в науке. Важное место в методологии науки занимает принцип индукции, который гласит, что универсальные утверждения науки основаны на индуктивном умозаключении. Что касается проверяемости научных концепций, то методологу должно быть ясно, что степень подтверждения гипотезы фактами не является определяющей в процессе научного познания. Подтверждающие доказательства не должны приниматься как решающие, если они не являются результатом фактической проверки теории. Строго говоря, математическая логика, на которой построен весь современный научный дискурс, вообще не может оперировать понятием "истина", поскольку само понятие истины математически невыразимо. Гуманитарные науки иногда предлагаются в качестве новой парадигмы научного знания. Идея четкого отделения гуманитарных наук от естественных принадлежит философу-герменевтику В. Дильтею, который отделил естественные науки от "наук о духе", считая, что основная познавательная функция естественных наук — объяснять, а "наук о духе" — объяснять. — понимание. Но систематическое различие все же было проведено неокантистами (прежде всего Г. Риккертом и Э. Кассирером). Риккерт в своем эссе "Kulturwissenschaft und Naturwissenschaft" ("Наука о культуре и наука о природе") писал, что науки о культуре менее полны, они не склонны к методологическим исследованиям. Формально природа и культура противопоставлены друг другу, так же как противопоставлены друг другу их методы: естествознание и историческая наука. Гуманистический идеал науки иногда рассматривается как переходный этап к определенным новым концепциям науки, выходящим за рамки классических.

Лекция №1 «История как наука»

Современная наука характеризуется активным противостоянием различных направлений и школ. Другой особенностью современного процесса самоопределения науки является ее специфический язык, так что мы можем говорить об определенном научном "менталитете", хотя это слово чаще используется для описания тех пластов духовной культуры, которые не выражены в форме явного знания.

Синопсис подготовлен
Алексей Муравьев.

[1] Притчи. 1:5, 9:9; Ис. 29:24; ср. 1 Цар. 7:19.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Женская красота