Исторические типы научной рациональности

Содержание статьи:

Исторические типы научной рациональности

Исторические типы научной рациональности

Три основных этапа в историческом развитии науки, каждый из которых открывает глобальную научную революцию, можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявших друг друга в истории техногенной цивилизации. Это классическая рациональность (соответствующая классической науке в двух ее состояниях — додисциплинарном и дисциплинарно организованном); неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке); и постнеклассическая рациональность. Между ними существует своеобразное "перекрытие", как этапы в развитии науки, и появление каждого нового типа рациональности не отвергало предыдущий, а лишь ограничивало его рамки, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач.

Каждый этап характеризуется определенным состоянием научной деятельности, направленной на неуклонный рост объективно-истинного знания. Если схематично изобразить эту деятельность как "субъект-объектное" отношение (включая в понимание субъекта ценностно-объектные структуры деятельности, знания и навыки применения методов и средств), то описанные этапы эволюции науки, выступающие как разные типы научной рациональности, характеризуются разной глубиной рефлексии по отношению к самой научной деятельности.

Классический тип научной рациональности, концентрируя внимание на объекте, стремится устранить в теоретическом объяснении и описании все, что касается субъекта, средств и операций его деятельности. Это устранение рассматривается как необходимое условие для объективно истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех других, определяются культурно доминирующими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не понимает этих определений.

Схематично этот вид научной деятельности можно представить следующим образом:

Неоклассический тип научной рациональности учитывает связи между знанием объекта и природой средств и операций действия. Экспликация этих связей рассматривается как условие объективно истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутренними и социальными ценностями и целями все еще не являются предметом научной рефлексии, хотя они имплицитно определяют природу знания (определяя, что именно и как мы различаем и постигаем в мире).

Этот вид научной деятельности можно схематизировать следующим образом:

Постклассический тип рациональности расширяет поле осмысления деятельности. При этом учитывается соотнесение приобретенных знаний об объекте не только с особенностями средств и операций деятельности, но и с целе-ценностными структурами. Исследуется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.

Этот тип научного познания можно проиллюстрировать следующей схемой:

Каждый новый тип научной рациональности характеризуется специфическими для него основаниями науки, позволяющими выделять в мире и изучать соответствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы). Однако появление нового типа рациональности и нового образа науки не следует понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап ведет к полному исчезновению концепций и методологических установок предыдущего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Неклассическая наука вовсе не разрушила классическую рациональность, а лишь ограничила ее рамки. При решении некоторых задач неклассические представления о мире и познании были избыточны, и исследователь мог ориентироваться на традиционно классические модели (например, при решении некоторых задач небесной механики не нужно было привлекать нормы квантово-релятивистского описания, а достаточно было ограничиться классическими нормами исследования). Точно так же формирование постнеклассической науки не ведет к разрушению всех концепций и когнитивных установок неклассических и классических исследований. Они будут использоваться в некоторых познавательных ситуациях, но лишь утратят свой статус доминирующих и определяющих лицо науки.

Когда современная наука поставила во главу угла своих поисков уникальные, исторически развивающиеся системы, в которые сам человек включен как особый компонент, требование ценностной экспликации в этой ситуации не только не противоречит традиционной ориентации на получение объективно-истинного знания о мире, но выступает как условие реализации этой ориентации. Есть все основания полагать, что с развитием современной науки эти процессы будут усиливаться. Техногенная цивилизация вступает в период особого вида прогресса, в котором гуманистическая ориентация становится отправной точкой в определении стратегии научного поиска.

Читайте также

3. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия

3.Исторические типы мировоззрений: миф, религия, философия Для того чтобы понять какое-либо явление, необходимо знать, как оно возникло. Специфика философии, по крайней мере в общих чертах, не может быть понята без обращения к истокам философской мысли. Мифология (от греческого mifos — легенда,

Роль научной рациональности в развитии общества

Роль научной рациональности в развитии общества Ситуация, возникшая в процессе взаимодействия науки и общества, обострила проблему научной рациональности, ее сущностного содержания и, соответственно, ее роли в развитии общества. В целом, эта проблема всегда волновала

Тема14. Проблемы научной рациональности в современной “философии науки”. 14.1. Неокантианская интерпретация научного познания

Тема14. Проблемы научной рациональности в современной "философии науки". 14.1 Неокантианская интерпретация научного познания по P.

РАЗДЕЛ I ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ

РАЗДЕЛ I ВОЗВРАЩЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ В предыдущем изложении уже был рассмотрен в поэтапной форме ряд вопросов, связанных с историей философии. Цель данного раздела — дать обзор логики развития мировой философской мысли, о

Исторические типы научной рациональности. История и методология юридической науки, ч. 3

Часть I Западная философия и ее культурно-исторические типы

Часть I Западная философия и ее культурно-исторические типы Глава 1 Истоки западной философии Философия, как известно, имеет свой особый подход к своему предмету, отличающий ее как от практического мировоззрения, так и от натуралистического подхода. Подобно тому, как математик

Часть II «Восточная философия» и ее культурно-исторические типы

Часть II "Восточная философия" и ее культурно-исторические типы Противоречивое и условное понятие "восточная философия", объединяющее самобытные философские традиции многочисленных народов Востока, обязано своим происхождением противостоянию, возникшему

13. Типы науч рац и пар научной деятельности

Углубление материализма и движение к коммунизму: исторические типы общества

Углубление материализма и движение к коммунизму: исторические типы общества Внутренняя динамика "Рукописи 1843 года" "Рукопись 1843 года" — это многогранное целое, которое развивается специфическим образом. С самого начала она противостоит гегелевскому идеализму.

Ю.Н. Давыдов. «Картины мира» и типы рациональности

Ю.Н. Давыдов. "Новые подходы к изучению социологического наследия Макса Вебера")Примерно в середине 1970-х годов на Западе, прежде всего в Германии, произошел всплеск интереса к М. Веберу, отмеченный публикацией ряда книг, посвященных его творчеству.

5. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

2.2. Деконструкция рациональности права

Ситуация в эпистемологии (науке) на рубеже 20 и 21 веков многими авторитетными философами, мыслителями квалифицируется как кризисная. Классическая наука, ее эпистемологические основы были подвергнуты

Разрывы в научной рациональности

Пробелы в научной рациональности Осознание рисков в развитой индустриальной цивилизации отнюдь не является славной страницей в истории естественных наук. Она возникла перед лицом долгого отрицания со стороны науки и продолжает подавляться ею; по сей день большинство ученых

В защиту обучающей теории научной рациональности

В защиту обучающей теории научной рациональности Рациональность и иррациональность науки — это не только вопрос настоящего или прошлого, но и вопрос возможного будущего. Мы можем учиться на своих ошибках — а это значит, что другая наука всегда возможна.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Женская красота