Формирование научного сообщества
Эти две совершенно разные темы объединило одно событие — церемония награждения победителей 2-го конкурса монографий "Основы наук", состоявшаяся 14 декабря 2021 года в Белом зале Библиотеки по естественным наукам Российской академии наук (БЕН РАН). Конкурс стал результатом усилий трех организаторов: Direct-Media Publishing (Университетская библиотека онлайн), БЕН РАН и Институт научной информации (ИНИОН) РАН.
Причиной объединения усилий стала неприятная тенденция, которую можно описать как кризис монографии: постепенное снижение ценности этого научного жанра среди форм издательской деятельности и его последующее исчезновение из поля зрения книжного рынка. Есть и ответ на этот кризис: создание и укрепление научного сообщества экспертов. Но сначала.
Автор Константин КОСТЮК, руководитель издательства "Директ-Медиа" и Университетской библиотеки онлайн
Ежегодный конкурс был инициирован командой "Университетской библиотеки онлайн" ЭБС. Это неудивительно: упадок монографий очевиден на книжном рынке. В библиотеках их заменили учебники, на полках книжных магазинов — научпоп и нехудожественная литература. Библиотеки их не покупают, издательства их не публикуют. Монографии перешли исключительно на формат печати по требованию и публикуются самими авторами или, в лучшем случае, на средства исследовательских грантов. Одной из причин этого является порядок начисления премий за публикационную активность в университетах и Российской академии наук, поскольку предполагается, что премии и бонусы распространяются только на статьи, опубликованные в журналах, включенных в международные реферативные базы данных. Эта процедура много раз подвергалась критике, но она все еще существует. В то время как международные агентства имеют базы данных цитирования для монографических публикаций, российские издания можно пересчитать по пальцам одной руки. Для того чтобы изменить ситуацию с балансом цитирования, необходимо развивать цитирование в монографических работах и учитывать их специфику.
Организаторы конкурса "Фонд науки" не только обращают внимание на эту проблему, но и через соглашения с международными агентствами направляют лучшие монографии-победители на рецензирование и включение в эти базы данных.
Как увидеть, посчитать сообщества и развиваться вместе с ними. Формирование сообщества
Снижение ценности монографий особенно пагубно для гуманитарных наук. Очевидно, что монография является ведущим форматом для гуманитарных наук, поскольку эти исследования, в отличие от естественных наук, отражают не результаты гипотез или экспериментов, а мировоззрение, герменевтику, дискурсивность и дискуссионность мысли. Они требуют большого текстового формата. Для гуманиста как ученого монография — это настоящая витрина. Кем бы были Макс Вебер, Юрий Лотман, Сергей Аверинцев без их масштабных письменных работ; помнит ли кто-нибудь их научные статьи? Именно поэтому председателем жюри был Алексей Кузнецов, директор Института общественных наук, научный сотрудник Российской академии наук, а большинство работ представляли гуманитарные науки.
А 3.1 Социально-гуманитарное знание — Философия науки для аспирантов
Однако торжественную атмосферу мероприятия определяли не столько место проведения и присутствие научных авторитетов, сколько высокий научный уровень работ, представленных на конкурс в этом году. К участию в конкурсе допускались публикации, вышедшие в течение последних двух лет, а также работы, которые еще не были опубликованы. Среди авторов были представители научных учреждений и университетов, авторы из научных столиц и провинций. Всем победителям конкурса была предоставлена возможность выступить, хотя и кратко.
Г.В. Шпак (Институт всеобщей истории РАН) в своей работе "Изобретая космос. Россия и Англия в 16-19 веках в травелогах, путевых заметках, картах" представила оригинальную историческую концепцию пространства на стыке метагеографии и металингвистики.
Лауреат в области юриспруденции Й. П. Гармаев в докладе "Незаконная деятельность адвокатов в уголовном процессе, средства предупреждения и нейтрализации" подвел итог своей многолетней работе и наблюдениям за систематизацией нарушений адвокатской практики в российском правовом пространстве. Объем и тщательность этой работы не могут не восхищать.
Среди филологов первую премию получила коллективная монография "Анализ, интерпретация и понимание в изучении наследия Достоевского", под редакцией И.А. Есаулов (Литературный институт имени А.М. Горького).
Монография Л.Н. Харченко (Северо-Кавказский федеральный университет) "Мониторинг профессиональной деятельности преподавателей вузов" обобщает имеющиеся подходы и дает рекомендации по построению сбалансированных, объективных оценок.
В статье М.В. Васильев (Псковский государственный университет) по социальным наукам, "Большая игра. Уроки геополитики" автор анализирует методы и стратегии геополитических отношений нового и новейшего времени в научно-популярной манере, не боясь полемических вопросов, на которые нет однозначных ответов.
И.С. Аитов (Тюменский индустриальный университет) в своей книге "Геоэкологический анализ территорий для регионального планирования и системной экспертизы Нижневартовского региона" рассмотрел подходы к определению экологического состояния ландшафтов и глубины антропогенного воздействия на геосистемы.
В области биологических наук победу одержала монография И.А. Мухин (Вологодский государственный университет) "Формирование сообществ цилиозока перифитона на различных типах субстратов" .
В области физико-математических наук наиболее сильной была монография В.И. Кузнецова и В.В. Макаров "Ранговый эффект: основы теории и практические расчеты" . Это практическое исследование в области разработки новых структур, посвященное детальному изучению спиновых эффектов.
В двух из десяти исследовательских областей конкурса не было объявлено победителей.
Огромный конкурс, на который было подано более 150 докладов, потребовал от организаторов большой работы. Каждая рукопись оценивалась как минимум двумя экспертами, а в спорных случаях и более. Оценщиками выступили 35 высокопоставленных ученых. Без привлечения информационных технологий и активного академического сообщества было бы трудно реализовать столь масштабные усилия за короткое время. Эффективную помощь оказала программная среда "Expert System", которая была высоко оценена жюри. Компания "Директ-Медиа" не в первый раз организует профессиональные конкурсы на общие и специальные темы, оценивая сотни научных текстов и привлекая к процессу сотни рецензентов.
И здесь мы подходим к ответу на главную проблему кризиса монографии. Это связано не только с искажениями в оценке научной эффективности и трудностями на издательском рынке. В некотором смысле это кризис образа ученого как чистого теоретика-исследователя, посвятившего свою жизнь изучению тайн природы и не выходящего из своего кабинета-лаборатории в мир. Этот образ ученого-аскета запечатлен в метафоре одинокого гения или ученого-чудака, такого как Имнауил Кант или Григорий Перельман. Монография символизирует погружение такого ученого в науку, его уход от мира. Современная наука этого не признает. Оно не терпит абстиненции, оно не признает чистого исследователя. Это обсуждалось на вручении премии.
В своем выступлении автор статьи объявил о создании нового типа научного экспертного сообщества "Университетская книга", объединяющего активных, работающих ученых. Опять же — современный профессор, академик, это человек, чья работа не может ограничиваться научными исследованиями. Это активный гражданин, чьи компетенции нужны везде: для социального консультирования, для экспертных оценок, для практических проектов, в формате дополнительного образования. О том, что одних исследований недостаточно, свидетельствует требование публикационной активности к ученому: результаты науки должны быть донесены до общества, служить ему. Однако сегодня на смену библиометрии приходит альтметрика: методы, отслеживающие различные параметры деятельности исследователя: педагогические, социальные, практико-профессиональные. Каждый исследователь должен быть одновременно и экспертом! Университетская библиотека онлайн призвана служить экосистемой для различных видов деятельности: издательской — через широкие возможности для публикации и творчества, экспертной — через участие в конкурсах и рецензирование профессиональной литературы, образовательной — через участие в мероприятиях "Директ-Академии", в научной и научно-популярной экспертизе (статус эксперта на Directmedia.ru), гражданской и др. Эти различные возможности становятся основой для создания научно-экспертного сообщества, единой среды, в центре которой находится образовательная платформа. Такая среда не может быть единственной, в сообществе их должно быть много. Именно через участие в них, через взаимодействие различных сообществ знания, наука будет интегрирована в социальную жизнь и экономику, а ученые будут открыты как граждане.
Сегодня платформа University Library Online так или иначе объединяет более 500 экспертов профессиональных конкурсов, более 3 000 авторов учебной и научной литературы, более 15 000 преподавателей и библиотекарей, участвующих в программах повышения квалификации, более 60 000 преподавателей вузов, погруженных в информационную среду EBL. Обогащая формы деятельности, мы находим применение их знаниям и профессионализму.
Формат монографий, которым издательство Direct-Media Publishing посвящает значительную часть своей деятельности, не препятствует экспертизе, то есть социальной компетентности исследователей и преподавателей. За годы работы мы собрали значительную коллекцию монографической литературы, которая в настоящее время объединяет около 30 000 публикаций, а в ближайшем будущем их будет более 50 000. Кроме того, наше издательство выступает не за коммерциализацию монографий, а за расширение их доступности, за открытый доступ к научному богатству страны. Проект "Открытые монографии" служит этой цели, предлагая научным и образовательным учреждениям бесплатный доступ к этой коллекции на основе сотрудничества. Мы приглашаем научные и преподавательские коллективы, факультеты, организации к сотрудничеству в различных направлениях для расширения деятельности всего научного и экспертного сообщества нашей страны.