Философские идеи к.э. циолковского

Философские идеи К.Э. Циолковского

Термин "космос" как нечто упорядоченное и воспринимаемое как единое целое в противоположность "хаосу" был впервые использован Пифагором, который под термином "космос" понимал Вселенную. От древних греков термин "космос" перешел в европейскую науку. Последняя занимается созданием картины Вселенной на основе космологии и космогонии. Исходя из этого, создание гелиоцентрической системы Н. Коперника и Галилея, открытие Дж. Ньютоном закона всемирного тяготения и космологической теории X. Создание гелиоцентрической системы Коперником, Галилео Галилеем, открытие Ньютоном закона всемирного тяготения и космологической теории X. Вольф, породило новую тенденцию в 19 веке.

На рубеже девятнадцатого века, после ряда фундаментальных открытий в науке, ощущается явная неадекватность антропного принципа "внешнего наблюдателя". Зреет мысль, что сознательная деятельность не исключается законами природы, а, возможно, предполагается ими. Человек, как мыслящее существо, воздействует на природу не извне, а изнутри, являясь неотъемлемой частью Вселенной. Константин Циолковский (1857-1935), выдающийся ученый, изобретатель, представитель российской космонавтики и основатель теоретической космонавтики, одним из первых пришел к такому выводу. В одной из своих работ он написал: "Какой смысл имела бы Вселенная, если бы она не была наполнена органическим, рациональным, разумным миром? Почему должно быть бесконечно много горящих солнц? Для чего бы использовалась их энергия?" [2. С. 84].

Это мировоззрение основано на понимании природного единства человека и Вселенной, в котором Вселенная и человек со-равны, а душа и космос — явления одного порядка. Человек, таким образом, есть не что иное, как органически связанная частица этого космоса. Поэтому он несет ответственность за выбор того, как поступить. Циолковский считал, что в будущем практическое освоение космоса вполне возможно. Поэтому он попытался разработать теорию освоения космоса человеком, согласно которой в определенной перспективе человечество ожидает принципиально иная организация, как социальная, так и биохимическая. Циолковский утверждал, что исследование Вселенной только началось, но никогда не будет завершено: "Наши знания — это капля, а невежество — океан". Уже тогда он видел, что справиться с этой задачей не под силу ни одной дисциплине; для этого потребуются "различные виды знаний, накопленные самыми знающими людьми всех стран, народов и времен" [2. [2. С. 98]. В то же время он разделил науки на точные и "сомнительные". К точным наукам он относил те, которые основаны на законах мироздания, такие как геометрия, механика, физика, химия, биология и т.д. Сомнительными он называет исторические, философские и религиозные науки, так как они имеют разные точки зрения на многие проблемы этих наук. Но он считал их необходимыми, потому что они заставляли задуматься над проблемами смысла жизни, смерти и бессмертия, добра и зла, справедливости в обществе, исторического развития человека.

Космическая философия Циолковского

Идеи Циолковского нашли отражение в таких работах, как "Научное основание религии" (1898), "Этика и естественное основание нравственности" (1902-1903), "Горе и гений" (1916) и "Идеальный строй жизни" (1917). Основная философско-идеологическая концепция была разработана ученым в период с 1923 по 1935 г. Ее суть заключается в активном эволюционном принципе космизма: "Судьба существа зависит от судьбы Вселенной". Эту концепцию часто называют монизмом — по названию работы "Монизм Вселенной", над которой Циолковский работал с 1925 по 1931 г. В этой работе он противопоставил монизм религиозному дуализму, разделяющему бытие на "иное" и "другое". Циолковский также критиковал пессимистический материализм, который не может ответить на вопрос о всеобщем смысле существования и цели жизни. Смысловым центром монистического принципа мировоззрения является представление о космической природе жизни, стремление соотнести макрокосм человеческого существования с космическим измерением бесконечно великого и бесконечно малого. Принцип монизма предполагает самоорганизацию и эволюцию. Циолковский не соглашался с интерпретацией космической эволюции как постоянной деградации. Он рассматривал эволюцию как периодическую трансформацию, в ходе которой создаются и разрушаются бесчисленные ассоциации "атомов духа", образующих космические структуры различных уровней. Циолковский допускал сосуществование различных частиц жизни, которые создавались в непрерывных циклах обновления. Согласно Циолковскому, обязательно должен существовать перводвигатель. Всемогущая и нежно любящая свое творение, первопричина находится за пределами Вселенной. Познание свойств первопричины привело Циолковского к понятию "космической этики", которая выражалась в особенностях воспитания человека и была направлена на уменьшение "совокупности всеобщего страдания, зла, несправедливости". Согласно космической философии Циолковского, жизнь в ритмах эволюции Вселенной не прекратится. Человек не является вершиной эволюции; он может совершенствоваться телесно, умственно и духовно. Через много-много лет это приведет к исчезновению несовершенства человечества на Земле.

Космическое существование человечества, по Циолковскому, проходит через четыре основные эпохи. Последний из них будет отличаться тем, что в атоме сработает второй закон термодинамики, т.е. из корпускулярной материи человечество перейдет в радиационное состояние. Циолковский не смог ответить на вопрос, каков радиационный возраст космоса, но он был уверен в одном — материя бесконечна в своем развитии и человечество как единый объект эволюции будет меняться.

В своей работе "Горе и гений" он выдвинул концепцию сознательного выращивания гениев — спасителей и распорядителей будущего человечества. Он подробно разработал утопический проект многоступенчатой пирамидальной системы отбора лучших и самых способных людей в обществе, последовательно сужающейся к оптимальной вершине "высших".

Космический Пророк К.Э.Циолковский

Циолковского называют основателем теоретической космонавтики. Желание проникнуть в тайны Вселенной подтолкнуло его к поиску способа преодолеть земное притяжение. В 1903 году была опубликована его работа "Исследование мира с помощью реактивных двигателей", которую можно считать началом создания новой науки — ракетодинамики. В дальнейшем его интересовали четыре основные проблемы: научное обоснование цельнометаллического аэростата, обтекаемого аэроплана, строительство судна на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий. В 1905 году, будучи учеником выпускного класса Рижской городской гимназии, Ф.А. Цандер, познакомился с работами Циолковского и стал горячим сторонником создания космических ракет. По свидетельству самого Королёва, он посетил Калугу в 1929 году и встретился с Циолковским, который подарил молодому инженеру несколько своих книг и брошюр. С этого началось увлечение Королёва ракетной техникой.

Своими идеями космической философии, расчетами и конструкциями ученый положил начало развитию российской космонавтики.

  • 1 Мечты о земле и небе: антология российской космонавтики. СПб., 1995.
  • 2. Циолковский К.Э. Философия космоса. СПб., 2013.
  • 3. Циолковский К.Э. Философия космической эры. М., 2013.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Женская красота