Философия вселенной константин циолковский

Философия вселенной константин циолковский

Константин Эдуардович Циолковский (5(17).09.1857, с. Ижевское Рязанской обл. — 19.09.1935, Калуга) — мыслитель и экспериментатор. В детстве он был почти глухим и с 14 лет учился самостоятельно; в 1880 году он получил экстерном диплом по математике и позже преподавал в школах Боровска и Калуги. В начале 20-го века Циолковский первым понял преимущества и уникальные возможности реактивной тяги в космосе и посвятил большую часть своей жизни разработке теории космических путешествий, создав новую область науки — ракетодинамику и космонавтику. Он является автором многих философских эссе, некоторые из которых он опубликовал на свой счет в Калуге. По своим взглядам Циолковский принадлежит к русскому космизму. Он находился под влиянием идей Федорова. Его произведения отражают самобытную духовную реакцию русской мысли на процессы рационализации европейской культуры, создание глобального сообщества исторических задач человечества. Идеи Циолковского сформировались под влиянием эволюционизма Дарвина-Спенсера, мистических элементов христианской и буддийской философии. В их основе лежит принцип монистического мировоззрения, исключающий возможность дуализма "души и тела", материального мира и духовной свободы. Его смысловым центром является понятие космической жизни, стремление соотнести макрокосм человеческого существования с космическими измерениями бесконечно великого и бесконечно малого. Таким образом, функциональные качества жизни включаются в саму структуру физического мироустройства, природные процессы приобретают "смысл", "целенаправленность" и "благость", а императивы "космической этики" становятся универсальными нормативными регуляторами эволюции Вселенной. Природа как бы "пробуждается", реализуется в рациональных формах, а сам разум рассматривается как главная движущая сила восхождения космической материи к высшим степеням совершенства. Согласно Циолковскому, космос — это целостная гармоническая система, в которой атом и человек одинаково участвуют в высшем единстве. Исходя из предположения о коррелятивной жизненной чувственности и духовности всех форм и стадий материи во Вселенной, Циолковский попытался по-новому осмыслить философские проблемы. Вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии, добре и зле получают здесь нетрадиционное решение. Законы универсальной жизнедеятельности непосредственно реализуются на микроуровне "атомами", "духами", бессмертными гражданами космоса, наделенными способностью к элементарным проявлениям жизни. Рождение и смерть происходят как акты объединения и диссоциации таких атомов, способных периодически вступать в комбинации различной степени сложности. Таким образом, периоды существования в относительно простой неорганической материи никак не отмечены в истории "жизни" атома и не имеют субъективной длительности. Для Циолковского высокоорганизованная стадия существования космического элемента свидетельствует о торжестве творческих, антиэнтропийных сил разума, его победе над первозданным хаосом. С этой точки зрения космологический процесс предстает как серия циклических усовершенствований бытия. Основываясь на идее "вечного возвращения", Циолковский выдвигает концепцию "космических эпох", описывающих эволюционные перспективы человечества. Он считал место и судьбу нашей планеты в общей структуре Вселенной уникальными. Представляя собой своего рода "святилище", в границах которого происходит драма биологического и социального становления новых форм жизни, Земля в то же время является средоточием страданий живых существ, неизбежно сопровождающих естественный отбор. На общем фоне космической гармонии и счастья испытания земной эволюции имеют глубокий смысл и цель: разнообразие индивидуальных проявлений жизни в космосе пополняется притоком свежих сил, противостоящих энтропийным процессам выравнивания и упрощения матери.

В процессе восхождения к высшим степеням космического совершенства человечеству предстоит пройти ряд этапов, каждый из которых длится миллиарды лет: 1) эпоха рождения, характеризующаяся созданием гармоничной социально-экономической организации; 2) эпоха становления, отсчитываемая от начала активной космической экспансии; 3) эпоха расцвета, создающая предпосылки для овладения универсальными законами Вселенной; 4) конечная эпоха — эпоха перехода человечества от "корпускулярных" к энергетическим, "лучистым" формам существования, которая ознаменует конец страданий органического тела и достижение "вечного блаженства" в рамках вселенского единства. Последовательность космических циклов, по Циолковскому, соответствует росту преобразующих способностей разума как агента космической эволюции. Если на микроуровне универсальные жизненные потенциалы материализуются в виде блуждающих "призрачных атомов", то на метауровне природные процессы рационально преобразуются высокоорганизованными цивилизациями в соответствии с императивами "космической этики". Циолковский допускал одновременное сосуществование множества миров различной плотности, активно взаимодействующих друг с другом. Вселенная, по его мнению, полна разумных, могущественных и счастливых существ. Непрерывные циклы обмена элементарными частицами жизни объединяют их и делают морально ответственными за судьбу мира. Таким образом, главным этическим принципом космоса становится намеренное уменьшение "суммы" всеобщего страдания, зла и несправедливости, снижая риск возникновения несовершенных форм "атомов-призраков". Искусственный отбор и продвижение перспективных направлений эволюции при отсечении ее мертвых ветвей становится главной задачей высшего разума. Для достижения целей были разрешены очень радикальные средства — от принудительного ограничения воспроизводства бездумных страдающих существ до их безболезненного уничтожения и заселения освободившихся территорий высокоорганизованными формами. Своего рода гарантом реализации императивов "космической этики" является трансцендентное творческое существо, которое Циолковский называет "причиной" (или "волей") Вселенной. Признание существования силы, первичной по отношению к космической материи и изначально благосклонной к ней, явно указывает на религиозно-мистический компонент "космической философии" Циолковского. С этой точки зрения свобода воли человека, предполагающая моральную ответственность за принятые решения и совершенные поступки, иллюзорна. Кажущаяся спонтанность и непредсказуемость поведения элементов универсального механизма порождается лишь неизмеримой сложностью его организации. На самом деле, каждый рациональный выбор изначально предопределен волей и тайным вмешательством высших сил. Поэтому моральным долгом отдельных людей и общества на каждом уровне становится добросовестное выполнение своей части "работы" для поддержания космического совершенства. Вселенная нуждается в проявлении своих творческих усилий, поэтому рост преобразующих способностей земного разума одновременно является пробуждением в человеке специфических мотивов, продиктованных императивами "космической этики". Одним из проявлений силы "зова" всеобщей воли является вечное стремление человека к совершенствованию системы общественных отношений.

Наше всё. Константин Циолковский: мечты о космосе

План рациональной перегруппировки общества занимает видное место в рассуждениях Циолковского. Во многих отношениях они проходят по линии утопических проектов, предвосхищая ряд элементов тоталитарных режимов 20-го века. Грядущая структура человеческого общества, как ее представляет себе Циолковский, вырастает из причудливого сплава демократических устремлений и элитарных, технократических и социалистических требований. Таким образом, платоновская идея о власти "мудрецов", блестящих личностей, правящих весьма авторитарными методами во имя быстрого и решительного прогресса, дополняется идеей народного плебисцита. Иерархически организованный коллективизм, который практически исключает возможность существования недовольных индивидов и меньшинств любого рода, оправдывается достижением беспрецедентного процветания благодаря росту технологической мощи. Активно развивая утопические традиции, Циолковский не пренебрегал детальной регламентацией конкретных бытовых укладов и наиболее перспективных способов хозяйственной деятельности объединенного человечества. Успех процессов социальной рационализации человечества, по мнению Циолковского, предопределен его неизбежной будущей экспансией — освоением космоса. Циолковский верил, что разрабатываемые им технические средства и проекты внесут реальный вклад в поддержание вселенской гармонии, расширят новые горизонты надежды для страдающего и самосозидающего человечества.

Философия Вселенной. Циолковский К.Э.

Русская философия. Энциклопедия. Второе пересмотренное издание. Под общей редакцией М.А. Маслин. Составлено. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. — Москва, 2014, с. 755-756.

Произведения: Горе и гений. Калуга, 1916; Мечты о земле и небе. Тула, 1986; Человек и космос // Человек. 1991. № 6; Utopce. Живая вселенная // Zagadnienia Filozoficzne. 1992. № 6; Очерки о Вселенной. М , 1992; Философия космического века. М., 2013.

Литература: И. А. Кольченко К. Э. Циолковский о судьбе человечества в космосе // Материалы III-IV Чтений К. Э. Циолковского. Э. Циолковского. М., 1469; Там же. Социологические идеи К.Э. Циолковского // Там же; Космодемьянский А.А. Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935). М.. 1987; Гаврюшин Н.К. Космическая дорога к "вечному блаженству" (К.Э. Циолковский и мифология технократии)// Вопросы философии. 1992. № 6; Girenok F. I. Русские инородцы (Из серии Страницы истории отечественной философской мысли). М., 1990; Чудинов В.А. Великий утешитель человечества//Ман. 1991. № 6; Козютинский В. V. Космическая философия К. Э. Циолковский//Философия русского космизма. М., 1996.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Женская красота