Философия нового времени. эмпиризм ф. бэкона и рационализм р. декарта

Философия Нового времени. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта

Главная > Реферат >Философия

Брянская государственная инженерно-технологическая академия

Факультет философии, истории и социологии

Тема: Философия нового времени. Эмпиризм Ф. Бэкона

и рационализм Р. Декарта

301 PMS — 301

1.2.1 Индуктивный метод Бэкона……………………. ………………….8

2 Философский рационализм Декарта……………………………………………9

ФИЛОСОФИЯ ЗА 5 МИНУТ | Рене Декарт

2.3 Вещества и их атрибуты………………………………………. …14

XVII век стал поворотным пунктом в развитии европейской истории. Происходило становление капитализма, что означало радикальные изменения не только в экономике, политике, социальных отношениях (революции в Голландии, Англии), но и в сознании людей. Самым важным фактором в этом изменении общественного сознания была наука, особенно экспериментальное и математическое естествознание.

Потребности мореплавания определяют развитие астрономии; строительство городов, кораблей, армий — развитие математики и механики. Новая наука опирается прежде всего на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование орудий производства в угольной и металлургической.

Э. Торричелли экспериментально установил факт давления воздуха, изобрел ртутный барометр и воздушный насос. I. Ньютон сформулировал основные законы механики, включая закон всемирного тяготения. Р. Бойль применил механику к химии и разработал концепцию химического элемента. Английский физик У. Гильберт изучал свойства и практическое применение магнита. У. Гарвей открыл кровообращение и эмпирически исследовал его роль. Р. Декарт и Г. Лейбниц внесли выдающийся вклад в математику, механику, физику, физиологию. В общественных науках развивается теория естественного права (Т. Гоббс в Англии, Х. Гроций в Нидерландах).

Такое развитие науки не могло не повлиять на философию его времени. В философии происходит решительный разрыв со схоластикой и религией: в борьбе против господства религиозных догм, авторитета и давления церкви возникает учение о всемогуществе разума и неограниченных возможностях научного исследования.

Философское сознание XVII века видит не только соответствие, единство, гармонию, но и противоречие, разрыв и противостояние между духовным и материальным, рациональным и эмоциональным, общественным и индивидуальным. Мир рассматривается как нечто противоположное человеку, отсюда неизбежность размышлений не только о способах познания этого мира, но и о собственных познавательных возможностях. Поэтому философия Нового времени — это процесс ожесточенной дискуссии и борьбы между сенсуализмом и рационализмом, между индуктивным и дедуктивным способами познания, между эмоциональным и рациональным в понимании сущности человека.

Философия Нового времени характеризуется сильной материалистической тенденцией, проистекающей в основном из экспериментального натурализма.

Главными философами Европы XVII века были Ф. Бэкон, С. Гоббс и Дж. Локк (Англия), Р. Декарт (Франция), Б. Спиноза (Нидерланды), Г. Лейбниц (Германия).

Изменился предмет философии, а сами философы сосредоточили свое внимание на решении вопроса о соотношении материи и сознания, а также на логических и эпистемологических проблемах. Коренное изменение в развитии естественных наук, появление и развитие частных методов и приемов в области естественных наук поставили перед философией задачу обобщения их достижений и разработки общефилософского метода, а также проблему отношения философии к частным наукам. Широкий прогресс в развитии естественных наук и связанные с ним изменения в методологии научного исследования сделали чрезвычайно важным для передовой философии решение теоретико-познавательных проблем, касающихся сущности процесса познания, а именно: происхождение знания, его источник, соотношение чувственного, эмпирического и рационального в познании, познавательная роль чувственного и абстрактного опыта, логическое рассуждение, истина.

В решении этих вопросов философы современной эпохи разделились на два основных направления: Эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

1 Эмпиризм Бэкона

Основателем эмпиризма был английский философ и политик Фрэнсис Бэкон (1561-1626), который, как и другие современные мыслители, был убежден, что философия может и должна стать наукой. Свое отношение к науке он выразил в афоризме "Знание — сила", или (более точный перевод) "Знание — это власть". Бэкон любил повторять: мы можем сделать только столько, сколько знаем.

Наука, по мнению Бэкона, не может служить только для оправдания Бога и быть знанием ради знания. Конечная цель науки — изобретения и открытия. Цель изобретений и открытий — приносить пользу человеку: удовлетворять человеческие потребности и улучшать жизнь человека, увеличивать его энергетический потенциал, умножать власть человека над природой. Но наука, по мнению Бэкона, в ее нынешнем виде не способна решать позитивные задачи; необходима реконструкция здания науки. Для того чтобы реформировать науку и развивать естествознание, необходимо, по мнению Бэкона, научиться правильно мыслить. Это, в свою очередь, требует очищения ума от заблуждений, которые служат препятствием на пути познания природы. Бэкон различает четыре вида заблуждений, которые он называет идолами или духами:

Бэкон считал идолов рода ложными представлениями о мире, которые присущи всему человечеству и являются результатом ограниченности человеческого разума и чувств. Эта ограниченность чаще всего проявляется в антропоморфизации вещей, т.е. наделении природных явлений человеческими характеристиками, смешивании с естественной природой своей собственной человеческой природы. Чтобы уменьшить вредоносность идолов рода, люди должны сравнивать показания своих органов чувств с объектами окружающего мира и таким образом проверять их правильность.

Бэкон называл пещерными идолами искаженное восприятие реальности, связанное с субъективностью восприятия окружающего мира. Каждый человек, по мнению Бэкона, имеет свою пещеру, свой субъективный внутренний мир, который влияет на все его
о вещах и процессах реальности. Неспособность человека выйти за пределы своей субъективности является причиной таких иллюзий.

К идолам рынка или площади Бэкон относит ложные представления людей, порожденные неправильным использованием слов. Люди часто вкладывают разный смысл в одни и те же слова, и это приводит к пустым бесплодным спорам о словах, ведущимся словесным дебатам, что в итоге уводит людей от изучения природных явлений и их правильного понимания. Бэкон называет их идолами рынка или площади, потому что в средневековых городах и во времена Бэкона схоластические споры о таких проблемах, как сколько чертей поместится на конце иглы, проходили в людных местах — на рынках и площадях.

Философия Нового времени. Бэкон, Декарт, эмпиризм и рационализм. Основа науки. Часть I [Нарратив #3]

В категорию театральных идолов Бэкон включает ложные представления о мире, некритически заимствованные людьми из различных философских систем. Каждая философская система, по мнению Бэкона, — это драма или комедия, разыгрываемая перед людьми. Сколько философских систем было создано в истории, сколько драм и комедий, изображающих вымышленные, искусственные миры, было поставлено и разыграно. Люди принимали эти постановки "за чистую монету", ссылались на них в своих рассуждениях и принимали их идеи как руководство для своей жизни.

Идолы родственника и пещеры являются частью природных особенностей человека и могут быть преодолены путем самовоспитания и самообразования. Идолы рынка и театра приобретаются разумом. Они являются следствием господства прошлого опыта над личностью: авторитета церкви, мыслителей и т.д. Поэтому бороться с ними нужно через трансформацию общественного сознания.

Общий смысл учения об идолах определяется его воспитательной функцией. Перечисление идолов, однако, не гарантирует движения к истине. Тщательно разработанная доктрина метода является такой гарантией.

Бэкон не только заложил основы материалистического понимания природы, но и обосновал индуктивный метод как движение мысли от частного к общему. Бэкон представил проблему выбора истинного метода и ее решение в аллегорической форме.

По его словам, существует три основных пути познания — паука, муравья и пчелы. "Путь паука" — это попытка вывести истины на основе одного лишь разума с полным пренебрежением к фактам. "Путь муравья" — это узкий путь, представители которого собирают разрозненные факты, но не могут их обобщить. Истинный путь — это "путь пчелы", который сочетает в себе преимущества названных "путей" и свободен от недостатков каждого из них. Таким образом, единство чувственного опыта и рефлексии может стать верным проводником на пути к истине.

Бэкон считал, что метод "пчелы" помогает обнаружить материальные причины и обеспечивает изучение самой материи и законов ее действия. Материя многообразна и имеет различные формы движения: колебание, сопротивление, инерция, импульс, напряжение, жизненный дух, агония и так далее. Эти формы были, по сути, характеристиками механической формы движения материи, которая в то время была наиболее полно изучена.

Люди, по мнению Бэкона, могут быть хозяевами и властителями природы. Однако степень господства человека над природой зависит от уровня развития его знаний. Из этого следует, что "знание и сила человека сходятся".

Важное место в философской системе Бэкона занимает его критика схоластической философии, господствовавшей в Средние века, которую он считал главным препятствием на пути изучения природы. Бэкон говорил, что схоластическая философия плодотворна на словах, но бесплодна на деле и не дала миру ничего, кроме споров и аргументов. Бэкон видел основной недостаток схоластики в ее абстрактности, выражавшейся, по его мнению, в сосредоточении всего мыслителя на силлогизмах с целью выведения частных следствий из общих правил. Бэкон доказал, что, используя одни лишь силлогизмы, невозможно прийти к истинному знанию вещей и законов природы. Схоластической теории Бэкона о силлогизме как основной форме познания был противопоставлен индуктивный метод.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Женская красота