Каждый возрастной этап жизни ребёнка уникален и имеет свои отличительные особенности. Итак, ребёнок достиг четырёхлетнего возраста.
К сожалению, большинство родителей недооценивают возможностей этого возраста, считают, что еще время есть и занятия познавательного характера ещё не нужны.
Когда же до школы остаётся год, начинают чрезмерно «увлекаться» обучением. А результат, как правила, не радующий: у ребенка нет желания учиться, частые занятия приводят к переутомлению. Поэтому важно не привести к негативным последствиям.
Специалисты в этом отношении оказывают неоценимую помощь, разрабатывая консультации разной тематики, как индивидуальные, так и групповые, которые способствуют повышению педагогической грамотности родителей
Физическое и психическое развитие
Дети этого возраста уже достаточно самостоятельны в своих действиях, легко и быстро передвигаются, свободно владеют своим телом. Специалисты считают, что в плане физического развития, ребёнок должен уметь следующее:
- самостоятельно, быстро бегать без частых падений;
- стоять на одной ноге непродолжительное время;
- прыгать на одной и двух ногах;
- подниматься и спускаться по лестнице, поочерёдно переставляя ноги;
- бросать и ловить мяч обеими руками;
- самостоятельно управлять трёхколёсным велосипедом и с помощью взрослого — двухколёсным;
- перешагивать и перепрыгивать невысокие препятствия.
Психическое и эмоциональное ребёнка стоит на одной ступени с физическим, поэтому важно вовремя реагировать на возникающие проблемы.
Ребенок уже знает и пользуется принятыми в обществе нравственными нормами поведения, но для привлечения к себе внимания со стороны может устраивать наигранные истерики, капризничать без повода. В этом возрасте уже можно заметить слабые и сильные стороны характера, наличие лидерских способностей.
Так или иначе этот важный этап становления личности ребенка нельзя пропустить, помощь, поддержка со стороны взрослых обязательна.
Эмоции пока ещё имеют значительный вес в поведении ребёнка, но ближе к пятилетнему отрезку малыш постепенно начинает их контролировать. Психологи выделили круг сформированных умений четырёхлетнего малыша:
- выражает эмоции и чувства;
- определяет настроение человека;
- может изобразить мимикой любую эмоцию;
- способен признать свою вину и попросить прощения;
- активно общается со сверстниками;
- может посочувствовать и пожалеть;
- стремится не конфликтовать;
- радуется родным и близким, но может замкнуться в присутствии незнакомых людей.
Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания
- самостоятельно умываться, пользоваться мылом, втираться полотенцем;
- частить зубы;
- пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Есть самостоятельно, не проливать пищу, убирать за собой посуду, помогать сервировать стол.
- самостоятельно одеваться, застёгивать пуговицы, молнии, обуваться, используя помощь взрослых в трудных случаях (шнурование, завязывание). Сворачивать одежду и убирать в шкаф;
- расчёсывать короткие волосы;
- не ломать, не разбрасывать игрушки, после игры убирать на место.
Мелкая моторика
- соединять пальцы, имитируя «фонарики».
- поочерёдно показывать пальцы;
- надевать на нитку или шнурок бусины;
- выполнять задания со шнуровкой, самостоятельно застёгивать кнопки, пуговицы, молнию, липучки, крючки;
- штриховать и раскрашивать предметы не выходя за контур.
Развитие речи.
В речевом развитии ребёнок должен уметь:
- правильно произносить все звуки (возможны трудности со звуками «р», «л»);
- последовательно связно высказываться;
- использовать все части речи, соотносить их в роде, числе и падеже;
- задавать и отвечать на вопросы;
- составлять рассказ из личного опыта, по картине, серии картин (3-4 предложения);
- слушать и пересказывать несложный текст, отвечать по содержанию;
- образовывать форму множественного числа имён существительных;
- правильно употреблять предлоги;
- рассказывать народные сказки, читать наизусть стихи разной тематики, малые фольклорные формы (потешки, считалки и т.д.)
Окружающий мир.
Ребёнку необходимо знать и уметь:
- своё имя, фамилию, возраст, домашний адрес;
- фамилии, имена, профессии родителей;
- различать и знать на вкус несколько овощей, фруктов, ягоды,
- находить в природе 3-4 дерева, кустарника, травянистых растений;
- называть и показывать на картинке домашних и диких животных, их детёнышей; домашних, перелётных и зимующих птиц; насекомых;
- владеть обобщающими понятиями «Мебель», «Посуда», «Бытовая техника»;
- называть и показывать части тела и лица;
- выделять отличительные особенности нескольких профессий;
- характеризовать сезонные изменения;
- называть разные виды одежды и обуви, их части.
Математика
Малыш в возрасте до пяти лет должен уметь:
- считать в пределах пяти прямо и обратно, соотносить количество предметов с цифрой;
- сравнивать две группы предметов, уравнивать двумя способами;
- различать квадрат, круг, треугольник, прямоугольник;
- сравнивать предметы по длине, ширине, высоте;
- пользоваться понятиями «лево-право», «больше-меньше-столько же»;
- находить отличия между 2-я картинками;
- складывать пазлы, картинку из четырёх частей;
- выделять лишнее из группы предметов и объяснить выбор;
- находить предмету пару.
Продуктивная деятельность.
В рисовании и лепке важно:
- уметь держать карандаш, кисть, пользоваться акварелью и гуашью;
- передавать форму предметов, соотносить части по величине, аккуратно закрашивать;
- составлять узор на полосе, круге, квадрате, чередуя элементы;
- создавать сюжетный рисунок из нескольких предметов;
- рисовать по замыслу; по образцу;
- пользоваться приёмами оттягивания, вдавливания, сглаживания;
- лепить предметы из нескольких частей;
- использовать стеку.
В аппликации и конструировании необходимо уметь:
- держать ножницы, пользоваться кистью для клея, разрезать по диагонали квадрат и прямоугольник, вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, резать по косой;
- правильно располагать части предмета на листе и аккуратно наклеивать
- сгибать лист пополам и по диагонали;
- составлять узор из растительных и геометрических элементов;
- называть и показывать строительные формы;
- воспроизводить постройки, придуманные самостоятельно и по образцу.
Чтобы видеть динамику развития, тестовые задания лучше предлагать в 4 – 4 года и 2 месяца и ближе к пяти. Один из вариантов тестового задания, « + », если ребенок ответил правильно на все вопросы:
- Что я знаю о себе? (имя, фамилия, пол, возраст).
- Перед ребёнком картинки с изображение одежды, мебели, посуды. Нужно объединить их в группы и назвать обобщающее понятие.
- Расположить предметы в хаотичном порядке, ребёнку нужно их посчитать и найти соответствующую цифру.
- Определить форму предметов.
- Сравнить полоски по длине, ширине, высоте.
- Взрослый называет 5 слов, ребёнок их должен запомнить и назвать.
Результат
все « + » – развитие ребенка по возрасту.
один « — » – нужно обратиться к тестам для детей 3-х лет, если все ответы верны, то ребёнок развит по возрасту.
два и более « — » — вероятно нужна помощь психолога.
Основная задача воспитания и развития ребенка четырех лет — не препятствовать в желании малыша узнавать что-то новое, причём в больших дозах; продолжать учить правильному общению со взрослыми, сверстниками; знакомить с нормами поведения в гостях, общественных местах; помогать развивать способности (музыкальные, художественные, артистические и т.д).