Бэкон

БЭКОН

[Фрэнсис Бэкон (22.01.1561, Лондон — 9.04.1626, Хайгейт, ныне в черте Лондона), английский философ, юрист, государственный деятель и писатель; один из основателей философии и прикладной науки современной эпохи.

Бэкон родился в семье сэра Николаса Бэкона (1510-1579), лорда-хранителя Большой печати Англии, женатого вторым браком на Анне Кук, первой фрейлине королевы Елизаветы I. Анна была высокообразованной женщиной, свободно владевшей древнегреческим и латынью, переводившей богословские трактаты и проповеди на английский язык.

Рисунок Фрэнсиса Бэкона. Семнадцатый век.

В 1621 году Б. был обвинен во взяточничестве. Б. признал себя виновным по всем пунктам обвинения, отказался защищаться и был помилован королем. Последние годы жизни он провел в уединении в своем поместье Горембери, где занимался научной и литературной деятельностью.

Б. был ортодоксальным англиканином. Он написал много религиозных произведений: "Исповедание веры", "Meditationes Sacrae" (Священные медитации, 1597); "Преобразование некоторых псалмов в английский стих" (1625). Идеальное утопическое государство и общество, которое он описывает, "Новая Атлантида" (1627), пропитано библейскими реминисценциями и декламациями. Название главного проекта, Instauratio Magna Scientiarum, как предполагает Фаррингтон, является аллюзией на божественное обещание о господстве человека над всеми созданиями (Farrington . 1964. p. 22). В предисловии к этой работе Б. предлагает молитвы к Пресвятой Троице о том, что "только Святая Троица имеет власть царствовать над всеми созданиями". Святой Троице за то, "что не в нашей власти", и чтобы "человеческое не оказалось в ущерб божественному, и чтобы открытие путей чувств и яркое освещение естественным светом не породили в наших душах ночь и неверие в божественные тайны, но чтобы чистый разум, освобожденный от ложных фантазий и тщеславия, но послушный и полностью преданный божественному откровению, вознаградил веру тем, что принадлежит вере" (Op. vol. 1. P 66-67).

Б. утверждал, что поскольку Бог есть истина, научное исследование может только поддерживать Слово Божье, но никак не противоречить ему. "Поверхностная философия", по словам Б., "склоняет разум человека к безбожию, но глубина философии обращает разум человека к религии". Ибо когда человеческий разум рассматривает вторичные причины, разбросанные повсюду, он может иногда остановиться на них и не идти дальше; но когда он постигает их цепь в целом, объединяет и связывает их друг с другом, он неизбежно восходит к Провидению и Божеству. Ведь никто не отрицает, что Бог есть, кроме тех, кому выгодно, чтобы Бога не было" (op. vol. 2, pp. 386-388; ср. vol. 1, p. 89). В то же время Б. считал необходимым проводить различие между истинами, переданными божественным откровением, и истинами, познаваемыми естественными науками: "Тот, кто попытается подойти к небесным тайнам религии мерой нашего разума, напрасно растратит свои силы. Вместо этого необходимо с восторгом и обожанием обратить свои мысли к престолу небесной истины" (Указ. соч., т. 1, с. 205).

Работа, содержащая описание состояния и возможности совершенствования науки, должна была быть опубликована под названием "Великое обновление наук", но не была завершена. Первая часть, "De dignitate et augmentis scientiarum", содержит обзор и классификацию наук, или человеческого знания. Принцип разделения наук у Б. определяется различием между истинами, данными Богом в Откровении, и аксиомами, сформулированными людьми, а также существованием различных человеческих способностей, заключенных в разумной душе. Последняя была создана Богом, когда он создал человека по своему образу и подобию, поэтому все способности, которые человек использует в познании, являются ее инструментами. Из трех инстанций разумной души — памяти, воображения и интеллекта соответственно — вытекают три основные ветви познания в истории, поэзии и философии (op., vol. 1, pp. 148-150). Для приобретения знаний в этих науках достаточно собственных сил человека. Подобное трехчастное деление применимо и к богословию, которое происходит из Откровения. Богословие Откровения состоит из священной истории, включая пророчества, которые, по словам Б. — это история еще до самого события; притчи, или "божественная поэзия"; и различные доктрины и догмы, которые, по сути, являются вневременной философией (там же).

Я Использовал АДМИН КОМАНДЫ БЕКОНА в ROBLOX!

История, поэзия, философия и их подразделы как части человеческого знания не полностью отделены друг от друга. Таким образом, 3 вида поэзии могут служить проводником к философским истинам, в то время как поэзия притч является инструментом теологии Откровения, передавая истины от Бога человеческому разуму (там же, с. 175-179). Отдел истории включает в себя церковную историю, которая в свою очередь состоит из трех частей: церковная история в узком смысле (рассматриваются различные периоды и состояния "воинствующей" Церкви); история пророчества, в которой каждому пророчеству Писания соответствует событие, которое его исполнило; история воздаяния, или провидения, задача которой "познать ту божественную гармонию, которая время от времени возникает между явной и скрытой волей Бога" (там же, с.172-173). Третьей и высшей ветвью человеческого знания является философия, возникающая из трех "лучей": прямого луча, посредством которого природа действует на интеллект человека; "преломленного луча", посредством которого Бог действует на него через несовершенную среду своего творения; "отраженного луча", посредством которого человек познает самого себя. Философия, таким образом, оказывается естественной формой познания природы, Бога и самого себя, свойственной человеку (там же, с. 199-200). Она включает в себя естественную теологию, или "божественную философию", поскольку, будучи естественной по отношению к своему знанию, она божественна по своему объекту. Естественное богословие занимается изучением Бога, единства, добра, ангелов и духов. Познание природы последнего облегчается близостью, которая существует между этой природой и человеческой душой (Там же, стр. 205-206). Б. подчеркивает, что естественную теологию, как он ее понимает, не следует путать ни с метафизикой, ни с теологией Аристотеля, поскольку она не включает в себя никаких теорий о бытии и других концепциях последнего. Естественная теология Б. видит свой объект, Бога, только в преломленном свете, исходящем от созерцания его творений. Эти "творения также могут открыть нам многие удивительные тайны Его свойств, и еще больше тайн Его мудрого управления вселенной" (там же, стр. 205). В. подчеркивает, что никакой естественный свет не может раскрыть природу и волю Бога: "Как творения мастера открывают нам его талант и мастерство, но никак не могут написать его картину, так и творения Творца говорят о его всемогуществе и мудрости, но никак не могут написать его картину" (там же, стр. 204; см. также Anderson. 1948, стр. 153). Естественная теология может опровергнуть атеизм, но она не стремится установить религию — это дело Откровения.

Различные отрасли естественного знания должны, согласно Б., рассматриваться как побеги от общего питающего стебля, который есть Первая Философия, или Мудрость. Она включает в себя аксиомы, общие для многих наук, а также такие трансценденталии, то есть такие качества бытия, как великое и малое, подобное и несходное, возможное и невозможное, бытие и небытие (указ. соч., т. 1, с. 200-203).

Б. также сравнивает все естественные знания с пирамидой, основанием которой является естествознание, затем физика, а венчает пирамиду метафизика. Эти три науки для тех, кто видит Божью славу во всем, воспринимаются как тройное восклицание "Свят! Святой! Свят!", ибо "свят Бог во множественности своих дел; свят в их порядке, свят в их единстве" (там же, стр. 228). Что касается высшей точки, под которой подразумевается конечный закон природы, реализованный самим Богом от начала до конца, Б. сомневается, может ли человеческое знание достичь ее ( Anderson. 1948. pp. 153-154). Метафизика — это высшая естественная наука, изучающая формы, существа, законы и высшие причины в природе.

Б. выступал за восстановление магии среди других наук, понимая ее "как науку, направляющую знание скрытых форм на совершение чудесных действий" и раскрывающую "великие тайны природы" (Указ. соч., т. 1, с. 233).

В учении о человеческой душе Б. различает разумную душу, "которая божественна", происходящую "от Духа Божьего", и неразумную чувственную душу, разделяемую человеком с животными и являющуюся лишь органом первых (там же, с. 267-268). Анализируя познавательные способности души, философ говорит об искусстве открытий и изобретений, признавая, среди прочего, индукцию, эксперимент и теорию опровержения идолов "глубочайшими иллюзиями человеческого разума". Среди последних Б. перечисляет идолов рода, пещеры, площади и театра, понимая под ними соответственно "особенности общей природы человечества", индивидуальные духовные и телесные характеристики человека, специфическое влияние слов и, наконец, ошибочные философские теории или доктрины (там же, с. 279-295, 303-311).

Философский проект Френсиса Бэкона

Вторая часть "Великой реконструкции наук", "Новый органон, или Показания к толкованию природы" (Novum Organum, sive Indicia de Interpretatione Naturae, 1620), является основным трудом философа по методологии научного познания, в котором он описал правильный метод познания природы. В "Новом Органоне" Б.В. раскрыл метод обработки областей возможного знания, изложенный в части 1, и прежде всего концепцию различных видов индукции (там же, с. 14-15, 18, 34, 75, 109 и далее). С его помощью, по словам Б., можно обобщать экспериментальные данные, отделять главное от второстепенного и совершать научные открытия. Примером успешного применения индуктивного метода является открытие Б. природы тепла (там же, стр. 111-118).

Оставшаяся незавершенной третья часть "Великой реконструкции наук", "Явления мира, или Естественная и экспериментальная история для оснований философии", представляет собой описание явлений и процессов мира, необходимое как сборник материалов для индуктивного метода. Для нее Б. написал трактаты Historia ventorum (История ветров, 1622), Historia vitae et mortis (История жизни и смерти, 1623), Historia densi et rari. "История плотной и разбавленной и сжатия и расширения материи в пространстве", 1658), а к концу жизни работал над Sylva sylvarum ("Леса лесов, или естественная история в 10 веках", изд. 1627).

В части 4 Б. намеревался написать "Лестницу интеллекта", состоящую из примеров применения его метода. Цель части 5 — собрать воедино сегменты научного знания, пусть и незрелого, полученного из более ранних методов Бэкона, основанных на здравом смысле. Наконец, в части 6 предлагается философия, вытекающая из совокупности предыдущих изложений Б., начало которой он обещает дать, а завершение — дело будущих поколений (op., vol. 1, p. 79; Farrington. 1949. pp. 89-91).

Некоторые вопросы онтологии изложены Б. в его незаконченном трактате "De principiis atque originibus". " (О происхождении и истоках согласно мифу о Купидоне и небе, или О философии Парменида и Фелеса, и особенно Демокрита в связи с мифом о Купидоне, 1653). В своей работе "Эссе или советы, гражданские и моральные" (1597, 1612, 1625), которую он постоянно дополнял в течение своей жизни, он обсуждал различные вопросы, касающиеся религии, практической морали, общественной жизни и политики, а также критиковал атеизм и суеверия. В книге "De Sapientia Veterum" ("О мудрости древних", 1609) философ выдвинул аллегорическую интерпретацию древних мифов. Ему принадлежит "История правления короля Генриха Седьмого" (1622) и другие политические и юридические работы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Женская красота