Аристотель: метафизика: кратко

АРИСТОТЕЛЬ: МЕТАФИЗИКА: кратко

Самое удивительное, что Аристотель никогда не писал книгу с таким названием, увековечивающим великого философа и науку, которую он представлял, и даже не подозревал о существовании такого слова. Парадокс истории! Более чем через три столетия после смерти Стагирата (его прозвище — от места рождения — города Стагира), когда корпус его сочинений составлялся и канонизировался, систематики собрали все, что было когда-то написано о "первой философии". _ законченные и незаконченные трактаты, заметки, наброски, тексты лекций, их конспекты, планы — и поместил их после работ по физике, обозначив чисто формально: "ta meta ta physica" (то, что [стоит] после "Физики") Так родился новый термин, который мгновенно прижился, более того — стал синонимом философии, а сам труд Аристотеля превратился в Библию для бесчисленных его почитателей и последователей.

Чтение "Метафизики" — трудная, но необходимая задача. Ведь эта работа (как и многие другие) определила направление всей европейской науки почти на полтора тысячелетия. Именно здесь были сформулированы основные философские проблемы и во многом сформирован категориальный аппарат, который не без успеха работает и по сей день.

Символично и симптоматично первое предложение "Метафизики", определяющее тему книги: "Все люди по природе своей стремятся к знанию". Аристотель словно задает тон как своим собственным теоретическим изысканиям, так и всем, кто берется их осваивать. По сути, вся книга от начала до конца посвящена Знанию, путям его возникновения, трудностям его развития и каналам постижения. Приобретение знаний, согласно Аристотелю, начинается с удивления, которое, подобно искре, зажигает огонь в груди тех, кто стремится раскрыть сокровенные тайны Космоса, природы и жизни. Именно на этом основано научное и общепринятое знание. Путеводной звездой на этом нелегком пути является философия науки, или "любовь к мудрости".

Поскольку мы ищем именно эту науку, нам следует рассмотреть причины и истоки, по которым преподается мудрость. Если мы рассмотрим мнения, которые мы имеем о мудрости, мы сможем достичь здесь большей ясности. Во-первых, мы полагаем, что мудрый человек, насколько это возможно, знает все, хотя и не обладает знанием каждого отдельного предмета Во-вторых, мы считаем мудрым того, кто может разобраться в трудных и нелегких для человека вопросах (ведь восприятие посредством чувств свойственно каждому, а значит, легко и в этом нет ничего мудрого). В-третьих, мы считаем, что мудрее во всех науках тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин, и, в-четвертых, что из наук мудрее тот, кто желателен ради себя и ради знания, а не тот, кто и [в-пятых] то, что является высшим, более желательно, чем то, что является вспомогательным, ибо не мудрый должен получать наставления, но наставлять, и не он должен подчиняться другому, но тому, кто менее мудр.

Как и любой великий философ, Аристотель строит и обосновывает свою собственную концепцию мироздания, опираясь на идеи своих предшественников и тщательно их анализируя. Именно из книг Стагирата, включая "Метафизику", мы и сегодня черпаем наиболее достоверную информацию о концепциях натурфилософов, труды которых не сохранились. Каждый из древних мыслителей настаивал на одном первичном субстрате природы. Для Фалеса это была вода, для Анаксимандра — бесконечность, для Анаксимена — воздух, для Гераклита — огонь, для Анаксагора — разум (nous), для Лейциппа и Демокрита — атомы и пустота. Наиболее близким к Аристотелю был плюралистический подход Эмпедокла, у которого в качестве отправных точек выступали не один, а четыре элемента — вода, воздух, земля и огонь. Аристотель дополнил этот четверной принцип пятым элементом — квинтэссенцией ("пятый элемент"), нематериальной субстанцией, перводвигателем всего сущего.

Аристотелю приписывают фразу "Платон мне друг, но истина дороже". (Интересно, что в аналогичной ситуации Платон не говорил ничего подобного о своем учителе Сократе, хотя и не соглашался с ним по многим вопросам. Афоризм "Сократ — мой друг, но истина дороже" не появился. Интересно, почему). Во имя какой истины Аристотель отрекся от своего учителя Платона, учеником которого он был почти 20 лет? Прежде всего, он дает подробную критику (и именно в "Метафизике") теории идей своего великого предшественника. Стагириту не нравится слишком независимая и определяющая роль, которую Платон отводил идеям. Согласно Аристотелю, идеи не могут образовать самостоятельный мир, независимый от вещей и тем более предшествующий им. Скорее, они являются внутренней сущностью, имеющейся в каждой вещи и отражающейся в процессе познания в виде соответствующего образа.

Метафизика Аристотеля

Однако, если быть последовательным, Платон мыслил не так примитивно, как его иногда пытаются представить. Возникает впечатление, что и Аристотель не вникал в суть платоновских понятий. Идеи Платона ("эйдосы") — это прежде всего некие глубинные схемы, модели, чертежи, на основе которых строится и развивается реальный мир. Они также являются законом (подобно китайскому Дао), без которого не может быть гармонии ни в мире вещей, ни в мире людей.

Аристотель — истинный слуга Истины. Он — ее священник.

ФИЛОСОФИЯ ЗА 5 МИНУТ | Аристотель

Прийти к Истине трудно в одном отношении, легко — в другом. Об этом свидетельствует тот факт, что никто не может прийти к ней правильным путем, но и не терпит полного провала, и каждый говорит что-то о природе, и один за другим, признаться, мало или ничего не добавляет к Истине, но когда все это складывается, получается заметная величина. Так что если дело обстоит более или менее так, как обстоит у нас, то, как говорится, все в порядке:

"Кто не ударит в ворота [луком]?", в этом отношении легко исследовать истину; но что, обладая целым, можно не обладать частью, это доказывает трудность исследования истины.

У Аристотеля также есть самое известное, точное и применимое определение истины как знания, соответствующего реальности. Он также является главным предтечей целой науки, которая предоставляет каждому человеку мыслительные инструменты для постижения истины и работы со знаниями, а также надежные методы аргументации и доказательства. Эта наука называется Логика. Соответствующие трактаты на эту тему составляют отдельный блок в аристотелевском каноне и получили в истории науки звучное название "Органон". Но и метафизика пронизана той же проблематикой. Она касается как формулировки логических законов — противоречия и исключенного третьего — так и анализа апорий — логических трудностей, возникающих при попытке решения определенных теоретических проблем.

Аристотелю иногда казалось, что он нашел единственно возможное и правильное решение проблем, стоящих перед человечеством. В действительности, он поднял больше новых вопросов, чем дал четких ответов. Но, возможно, в этом и заключается смысл и ценность настоящей науки, когда решение одной проблемы порождает множество других, требующих все новых и новых усилий в поисках истины. И этот процесс никогда не закончится!

* * *
Вы прочитали короткий и ясный текст (конспект, доклад) о философе и его творчестве: АРИСТОТЕЛЬ: МЕТАФИЗИКА.
О философском произведении дается: краткая история его создания, по возможности кратко — содержание и смысл, суть и современная интерпретация произведения, приводятся некоторые отрывки-цитаты.
В тексте также рассказывается о самом философе — авторе произведения — и приводятся некоторые факты из жизни философа.
Надеемся, что это краткое изложение поможет читателю разобраться в философии и послужит пособием для докладов, эссе по философии, ответов на экзаменах или тестах, сообщений в блогах и социальных сетях.
.
Фридрих Ницше и другие философы: произведения и цитаты

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Женская красота