42. Структура научных революций т.куна

42. Структура научных революций т.Куна

Вкратце теория Куна выглядит следующим образом: за периодами спокойного развития (периодами "нормальной науки") следует кризис, который может быть разрешен революцией, сменяющей доминирующую парадигму. Под парадигмой Кун понимает широко принятый набор концепций, теорий и методов исследования, которые обеспечивают научное сообщество моделью для формулирования проблем и их решений.

1. История науки по т.Куну

История науки может быть представлена с помощью определенной схемы.

1. при переходе к зрелой науке на основе идей одной (или нескольких) научных школ возникает общепринятая парадигма;

2. одним из основных направлений нормальной науки является открытие и объяснение фактов как фактов, подтверждающих парадигму;

3. в этом исследовании некоторые факты рассматриваются как аномалии — факты, противоречащие парадигме;

4. во время кризиса доверие к парадигме в определенной степени подрывается, но она все еще сохраняет свою актуальность;

5. возникает новая теория, объясняющая аномальные факты как ответ на кризис;

6. в некоторых случаях новая теория может быть отброшена, а некоторые аномальные факты объясняются старой парадигмой путем "решения головоломки";

7, 8. Новая теория приобретает статус парадигмы и в результате научной революции полностью (или частично) заменяет старую парадигму.

Опишем отдельно такие объекты этой схемы, как предпарадигмальный период, парадигма, нормальная наука, аномалии и научная революция и т.д.

1.1 Предпарадигмальный период

Предпарадигмальный период в развитии науки характеризуется наличием большого количества школ и различных направлений. Каждая школа по-своему объясняет различные явления и факты, лежащие в основе той или иной науки, и эти интерпретации могут основываться на различных методологических и философских предпосылках.

Предпарадигмальный период, по мнению Куна, характерен для возникновения любой науки. В начальный период развития любой науки разные исследователи, занимаясь одними и теми же категориями явлений, не всегда одинаково описывают и интерпретируют одни и те же явления. Исключением могут быть такие науки, как математика или астрономия, где первые сильные парадигмы относятся к их предыстории.

1.2 Зрелая наука

На смену допарадигмальной науке приходит зрелая наука. Зрелая наука характеризуется тем, что в любой момент времени существует не более одной общепринятой парадигмы.

Первоначальные расхождения, характерные для ранних этапов развития науки, постепенно исчезают с появлением общих теоретических и методологических предпосылок и принципов, сначала в очень большой степени, а затем окончательно. Более того, их исчезновение обычно связано с триумфом одной из предпарадигмальных школ.

Гордон №334. Структура научных революций

2. Этапы развития зрелой науки

Зрелая наука в своем развитии проходит несколько последовательных этапов. За периодом нормальной науки следует период кризиса, который либо разрешается методами нормальной науки, либо приводит к научной революции, которая заменяет парадигму. С полной или частичной заменой парадигмы снова начинается период нормальной науки.

Согласно Куну, развитие науки происходит не путем плавного наслоения новых знаний на старые, а путем изменения ведущих взглядов — через периодические научные революции.

2.1 Нормальная наука

"Нормальной наукой" Кун называет исследования, которые прочно основаны на одном или нескольких прошлых научных достижениях, признанных определенным научным сообществом в качестве основы для развития в течение некоторого времени, т.е. это исследования в рамках парадигмы и направленные на поддержание этой парадигмы.

Обычная наука не ставит своей целью создание новой теории.

2.2 Аномалии и кризис в науке

"Открытие начинается с осознания аномалии, то есть с установления факта, что природа каким-то образом нарушила ожидания, навеянные парадигмой, которая направляет развитие нормальной науки", — пишет Кун. Это осознание различия между вновь открытыми фактами и теорией затем приводит к более или менее тщательному исследованию области аномалии.

Аномалия проявляется только на фоне парадигмы. Чем более точной и развитой является парадигма, тем выше ее чувствительность в обнаружении аномалий, что приводит к смене парадигмы.

334 Структура научных революций

Каждый кризис начинается с сомнения в существующей парадигме, за которым следует ослабление правил исследования в рамках нормальной науки. Все кризисы заканчиваются одним из трех возможных исходов. Во-первых, иногда нормальная наука оказывается способной решить проблемы, порождающие кризис,

несмотря на очевидный конец существующей парадигмы (этому соответствует пунктирная стрелка 6 на схеме). Во-вторых, в нынешней ситуации решение проблемы может быть неочевидным, поэтому даже радикально новые подходы не помогут. Проблема откладывается в сторону (в категорию необоснованных аномальных фактов) в надежде, что она будет решена новым поколением ученых или более совершенными методами. Возможен и третий случай, когда кризис разрешается появлением новой теории, объясняющей аномалии, и последующей борьбой за ее принятие в качестве парадигмы. Этот последний способ выхода из кризиса Кун называет научной революцией.

2.3 Научная революция

Научная революция, в отличие от периода постепенного накопления (кумуляции) знаний, рассматривается как такой некумулятивный эпизод в развитии науки, в ходе которого старая парадигма полностью или частично заменяется новой парадигмой, несовместимой со старой.

2.3.1 Несовместимость старой и новой парадигмы

Новая теория противоречит старой.

2.3.2 Гештальт-переключатели в результате революции

В результате научной революции меняется взгляд ученых на мир. Это происходит потому, что ученые смотрят на мир своих исследований через призму парадигмы.

2.3.3 Выбор новой парадигмы.

В обычной науке ученый, занятый решением головоломной проблемы, может попробовать несколько альтернативных подходов, но не проверяет парадигму. Проверка парадигмы предпринимается только после упорных попыток решить заслуживающую внимания загадку (что соответствует наступлению кризиса) и появления альтернативной теории, претендующей на роль новой парадигмы.

В своей концепции Кун решительно отвергает позитивизм, доминирующее течение в философии науки с конца XIX века. В отличие от позитивистской позиции, Кун сосредотачивается не на анализе готовых структур научного знания, а на выявлении механизма развития науки, по сути, на изучении движения научного знания.

Кун не верит, что наука развивается через конструирование знаний. По его теории, накопление знаний допустимо только на стадии нормальной науки.

Научная революция, по мнению Куна, не ведет к прогрессу, связанному с увеличением объективной истинности научного знания. Он упускает из виду вопрос о качественном соотношении между старой и новой парадигмой: является ли новая парадигма, пришедшая на смену старой, лучшей с точки зрения научного прогресса.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Женская красота