3. Наука в традиционном и техногенном обществах, инновационный характер научной деятельности

3. Наука в традиционном и техногенном обществах, инновационный характер научной деятельности

Рассмотрим характеристики традиционных и техногенных цивилизаций. Известный философ и историк А.Тойнби выделил и описал 21 цивилизацию. Все они могут быть разделены на два больших класса по типу цивилизационного прогресса — на традиционные и техногенные цивилизации. Ввиду близости последней, мы будем говорить о техногенной цивилизации в единственном числе — как о современной западной технологической цивилизации. Для простоты изложения мы будем использовать термины "цивилизация" и "общество" как синонимы. Техногенная цивилизация (общество) — довольно поздний продукт человеческой истории. Долгое время эта история протекала как взаимодействие традиционных обществ. Только в 15-17 веках в европейском регионе сформировался особый тип развития, связанный с появлением техногенных обществ, их последующей экспансией в остальной мир и изменением традиционных обществ под их влиянием. Некоторые из этих традиционных обществ были просто поглощены техногенной цивилизацией; пройдя через этапы модернизации, они затем превратились в типичные техногенные общества. Другие, пережив привитие западных технологий и культуры, тем не менее, сохранили многие традиционные черты, превратившись в своеобразные гибридные образования.

Будет проведен сравнительный анализ традиционных и техногенных цивилизаций (или обществ) на основе исследования В.С. Степина в его книге "Цивилизация и культура" (Санкт-Петербург, 2011). Различия между ними радикальны. Для традиционных обществ характерен более медленный темп социальных изменений. Конечно, в них тоже происходят инновации, как в производстве, так и в регулировании общественных отношений, но прогресс идет очень медленно по сравнению с продолжительностью жизни отдельных людей и даже поколений. В традиционных обществах может смениться несколько поколений людей, которые улавливают одни и те же структуры социальной жизни, воспроизводят их и передают следующему поколению. Действия, их средства и цели могут существовать как устойчивые стереотипы на протяжении веков. Соответственно, культура этих обществ отдает предпочтение традициям, шаблонам и нормам, которые аккумулируют опыт предков и канонизируют стиль мышления. Инновационная деятельность здесь отнюдь не считается высшей ценностью, напротив, она имеет ограничения и допускается только в рамках многовековых традиций. Древняя Индия и Китай, Древний Египет, мусульманский Восток Средневековья и т.д. — Это все традиционные общества. Этот тип социальной организации сохранился до наших дней: многие страны третьего мира сохраняют черты традиционного общества, хотя их столкновение с современной западной (техногенной) цивилизацией рано или поздно приводит к радикальной трансформации традиционной культуры и образа жизни.

Что касается техногенной цивилизации, которую часто называют расплывчатым термином "западная цивилизация", имея в виду регион ее возникновения, то это особый тип общественного развития и особый тип цивилизации, определяющие черты которого как бы противоположны чертам традиционных обществ. Когда техногенная цивилизация возникла в относительно зрелой форме, скорость социальных изменений начала расти огромными темпами. Можно сказать, что экстенсивное развитие истории сменяется здесь интенсивным, пространственное бытие — временным. Резервы роста теперь ищутся не за счет расширения культурных зон, а за счет перестройки самих основ старого образа жизни и создания принципиально новых возможностей. Самым важным и поистине эпохальным всемирно-историческим изменением, связанным с переходом от традиционного общества к техногенной цивилизации, является возникновение новой системы ценностей. Сама инновация, оригинальность, новое вообще признается как ценность (в каком-то смысле Книгу рекордов Гиннесса можно рассматривать как символ техногенного общества, в отличие, скажем, от Семи чудес света — Книга Гиннесса ясно показывает, что любой человек может стать единственным в своем роде, достичь чего-то необычного и как бы по сигналу; Семь чудес света, напротив, были призваны подчеркнуть полноту мира и показать, что все впечатляющее, действительно необычное уже было сделано).

Техногенная цивилизация возникла задолго до компьютеров и даже до парового двигателя. Его предпосылки были заложены первыми двумя культурно-историческими типами рациональности — античным и средневековым. Начиная с XVII века начинает развиваться техногенная цивилизация. Она проходит три стадии: доиндустриальную, затем индустриальную и постиндустриальную. Важнейшей основой его жизнедеятельности становится, прежде всего, развитие технологий, причем не только через спонтанные инновации в самой сфере производства, но и через генерацию новых научных знаний и их реализацию в технических и технологических процессах. Это порождает тип развития, основанный на ускоренном изменении природной среды, материального мира, в котором живет человек. Изменение этого мира ведет к активному преобразованию социальных отношений людей. В техногенной цивилизации научно-технический прогресс постоянно меняет способы коммуникации, формы межличностного общения, типы личности и стили жизни. В результате появилось четкое направление прогресса с ориентацией на будущее. Для культуры техногенных обществ характерна идея необратимого исторического времени, которое течет из прошлого через настоящее в будущее. Для сравнения отметим, что в большинстве традиционных культур преобладало иное понимание: время чаще всего рассматривалось как цикличность, когда мир периодически возвращается к своему первоначальному состоянию. В традиционных культурах считалось, что "золотой век" прошел, остался позади, в далеком прошлом. Герои прошлого формировали образцы действий и поступков, которым можно было подражать. В культуре техногенных обществ ориентация иная. В них идея социального прогресса стимулирует ожидание перемен и движение в будущее, а будущее, как считается, — это рост цивилизационных завоеваний, обеспечивающих все более счастливое мироустройство.

Этот тип цивилизации существует чуть более 300 лет, но он оказался очень динамичным, изменчивым и агрессивным: он подавляет, подчиняет, подрывает, втягивает традиционные общества и их культуры в орбиту своего влияния — мы видим это повсюду, и сегодня этот процесс происходит во всем мире. Такое активное взаимодействие между техногенной цивилизацией и традиционными обществами обычно оборачивается столкновением, которое приводит к гибели последних, к разрушению многих культурных традиций, фактически к гибели этих культур как отдельных целостностей. Традиционные культуры не только вытесняются на периферию, но и радикально трансформируются, когда традиционные общества вступают на путь модернизации и техногенного развития. Чаще всего эти культуры сохранились лишь фрагментарно, в виде исторических рудиментов. То же самое можно сказать о народах Южной Америки, Африки, вставших на путь модернизации — везде культурная матрица техногенной цивилизации трансформирует традиционные культуры, преобразует их семиотические установки, заменяя их новыми мировоззренческими доминантами.

Техногенная цивилизация по самому своему существу определяется как общество, постоянно меняющее свои основы. Поэтому его культура активно поддерживает и ценит постоянное генерирование новых моделей, идей, концепций или инноваций. Только некоторые из них могут быть реализованы в сегодняшней действительности, другие же представлены как возможные программы для будущей жизни, рассчитанные на будущие поколения. В культуре техногенных миров всегда можно найти идеи и ценностные ориентации, альтернативные доминирующим ценностям. Но в реальной общественной жизни они могут не играть решающей роли, оставаясь как бы на периферии общественного сознания и не способные привести в движение массы людей.

Развитие технологий лежит в основе современного развития техногенной цивилизации. Выделим, вслед за Д. Вигом, основные значения термина "технология".

1. совокупность технических знаний, принципов и концепций.

Карьера и личный бренд Как состояться в медицине, науке и в бизнесе

2. инженерная практика, включая стандарты, условия и предпосылки для применения технических знаний. 3.

3. технические средства, инструменты и продукты (собственно технология).

4. организация и интеграция технического персонала и процессов в крупномасштабных системах (промышленных, военных, коммуникационных и т.д.).

5. социальные условия, характеризующие качество социальной жизни в результате накопления технологической деятельности.

Ян Топлес, Наука и коммунизм l Научен ли Марксизм?

В 20 веке Россия (точнее, Советский Союз) пережила модернизационный период развития и вошла в число техногенных обществ. В 1980-х годах существовало две страны, способные производить любую продукцию — СССР и США. Но модернизация в СССР не достигла уровня высоких технологий (HiTech), что объясняется высокими ценами на нефть, нехваткой продовольствия, кредитами Брежнева и Горбачева, распадом СССР и проблемами 1990-х годов.

Какова роль образования в обществе HiTech? Этот краткий анализ показывает, что научное образование становится одним из системообразующих факторов техногенной цивилизации, а образованный человек, специалист, является фундаментальной ценностью и ресурсом ее развития. Более того, возрастает значение как общего базового образования граждан, так и образования специалистов с высшим образованием.

Введение в философию : учебник для вузов / И.Т. Фролов и др. — 4-е издание переработанное и дополненное — М. : Культурная революция, Республика, 2007 — Часть II. Глава 8, 9. — С. 485-537.

Кашперский, В. И. Проблемы философии науки : учебное пособие / В. I. Кашперский. — Екатеринбург : УГТУ-УПИ, 2007.

Котенко, В.П. История и философия технической реальности / В.П. Котенко. — Москва : Трикста, 2009.

Попкова, Н. В. Философия техносферы / Н. V. Попкова; 2-е изд. — M. : ЛИБРОКОМ, 2009 г. — Главы. 1, 4, 5. — С. 7-77, 206-336.

Степин, В.С. Цивилизация и культура / В.С. Степин. — СПб. : СПбГУП, 2011.

Шитиков, М. М. Философия техники. — Екатеринбург, 2010.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Женская красота