§ 2 Ценность научной рациональности

§ 2 Ценность научной рациональности

Способы познания мира и понимания истины на Востоке и Западе принципиально различны. На Западе наука является основным средством познания мира. На Западе наука по своей сути рациональна, поскольку сформировалась в соответствии с духом западной культуры, основным принципом которой является рациональность. Западная цивилизация изначально формировалась под знаком рационализма, для нее был характерен дух рациональности, разумный и рациональный подход к действительности, прагматическое ее освоение. Другими словами, научная рациональность — это продукт западной культуры, причем один из самых важных, играющий ключевую роль в ее развитии. Более того, долгое время наука рассматривалась как модель рациональности, но во второй половине 20-го века это утверждение науки было оспорено и пересмотрено. Природа восточного знания совершенно иная; способы восприятия истины на Востоке в значительной степени иррациональны (см. таблицу).

Цель данного параграфа — рассмотреть концепцию научной рациональности.

Рациональный (от лат. ratio — причина, rationalis — разумный) — относящийся к разуму, установленный и обоснованный им, вытекающий из него, доступный его пониманию.1 В разговорном языке рациональность означает: целесообразность, разумность, ясность, доходчивость, расчет, экономичность ("рациональный человек", "рациональное действие").

Понятие рациональности очень многогранно. В широком смысле рациональность понимается как способ человеческого действия, который опосредован предшествующей работой мышления, разума, идеальной концепции. Рациональность означает способность мыслить и действовать на основе рациональных норм; это соответствие действий рациональным принципам. В более узком и более важном смысле рациональность означает способность мышления оперировать идеальными объектами, отражать мир через понятия, то есть она связана с логико-концептуальными структурами. В этом смысле истоки рациональности можно проследить до глубокой древности.

В древнегреческой философии рациональность понималась как эйдос, идея, сущность всего сущего, как то, что остается неизменным. Рациональность проистекает из упорядоченности и регулярности природы, космоса. Само слово "соотношение" в греческом языке не встречается. В обиходе используется термин "логос", выражающий суть античной идеи рациональности. Логос (греч. logos — мысль, слово, разум, учение, закон) — полисемантическое понятие античной философии, обозначающее сначала всеобщий закон, основу мира, его порядок и гармонию (Гераклит), а позднее (Платон, Аристотель) становящееся также логическим принципом, чем-то внутренним (мысль, слово и т.д.). Стоицизм приписывает этому понятию более универсальный смысл, рассматривая логос как всеобщий принцип рациональности ("внутренний" и "внешний" логос).1 Таким образом, суть античного понимания рациональности — логоса — заключается в торжестве разума на основе тождества мышления и бытия. Античная рациональность основывается на двух моментах: принципе тождества мышления и бытия и оперировании идеализированными объектами, возможности умозрительного понимания ненаблюдаемых (интегрируемых) объектов. Слово "рацио" впервые появляется в древнеримской литературе; его использует Цицерон для перевода греческого слова "логос". Сущность "рациональности" заключается в лежащей в основе деятельности разума как принципа мышления и действия.

Классическая концепция рациональности была разработана в современную эпоху. Рационализм как одна из основных черт философии Нового времени и Просвещения в широком смысле означал веру в неограниченные возможности разума познать и изменить мир. В более узком смысле рационализм понимался как направление в теории познания, которое отдавало предпочтение разуму перед чувственным опытом, признавая разум единственным источником истинного знания. Р. Декарт, Б. Спиноза и Г. Лейбниц развивали тенденции рационализма в философии нового времени в полемике с эмпиризмом. Через призму классической рациональности мир воспринимался как структурно организованный, упорядоченный, управляемый законом, действующий по определенным, раз и навсегда заданным законам. А задача разума — адекватно познать мир.

Согласно рационалисту Р. Декарту, разум является источником и критерием существования истины, достоверности знания. Этому способствует рациональный метод, составляющими которого являются интуиция и дедукция. Чтобы достичь достоверного знания, разум должен руководствоваться четырьмя принципами метода:

1) ясность и отчетливость знаний: "Принимайте за истину только то, что ясно и отчетливо воспринимается разумом";

2) Анализ — разделение сложных проблем на простые элементы;

Проблема научной рациональности

3) Строгая последовательность — переход в познании от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному;

4) Полнота знаний — составление полных списков имеющихся элементов, не допуская пропусков в логических связях исследования.1

Другой видный представитель рационализма, Г. Лейбниц, также признает решающую роль разума в процессе постижения истины. Он не отрицает важности чувственного опыта в познании, но отводит ему второстепенную роль: он может служить основой знания, а также подтверждать истины, открытые разумом. Однако ни опыт, ни ощущения не могут быть источником необходимого и универсального истинного знания. Универсальность и необходимость — это область разума, а не чувств. Поэтому, принимая знаменитую формулу эмпиризма: "В разуме нет ничего, чего бы раньше не было в чувствах", — остроумно добавляет Лейбниц: "кроме самого разума, который не может быть выведен ни из одного из чувств".2 Диалектический подход к процессу познания, рассматривающий чувства и разум как два источника знания, объясняет их различную роль: чувства и опыт обеспечивают исходный эмпирический материал науки, факты; разум обеспечивает систематизацию, связность, обоснованность научного знания, производство новых идей.

Так в новое время формируется рационалистическая парадигма — классическая форма рационализма или науки как типа рациональности. Именно этой форме рационализма современная наука (естествознание) обязана своими основными достижениями.

Во второй половине двадцатого века одно из влиятельных направлений в современной философии науки — критический рационализм — претендовало на новейшие критерии научной рациональности. Во-первых, она стремилась отделить сферу рациональности — науку — от псевдонауки (религии, метафизики, идеологии) и провести демаркацию между научным и ненаучным знанием. Во-вторых, критический рационализм выдвинул на первый план гипотетико-дедуктивную модель научного знания, в которой доминируют рационально построенные объяснительные схемы для эмпирических данных. В-третьих, рационализм этого направления выступает не только как особенность научного знания, но и как норма поведения ученых (в исследовательской деятельности). С точки зрения критического рационализма, ученый, выдвигающий смелые теоретические гипотезы, открытые для различных попыток их опровержения, действует рационально. Таким образом, согласно критическому рационализму, основой и залогом рациональности является следование принципу бескомпромиссной критики, основанной на методе фальсификации. Следствием всех этих операций стало признание фундаментальной гипотетичности научного знания.

В двадцатом веке в процессе развития науки появляются два новых типа рациональности — неклассическая и постклассическая, которые существенно отличаются от ее классической формы. Они обсуждаются в главе 6.

Современная философия науки выделяет следующие аспекты рациональности:

1) царство естественного порядка и закономерности, отраженное в разуме;

2) способы концептуального и концептуально-дискурсивного понимания мира;

3) совокупность норм и методов научного исследования и деятельности;

4) врожденная способность субъекта к организации деятельности.1

Противоположностью рациональности является иррациональное.

Иррационализм вписан как в окружающий нас мир, так и в наше познание его. То есть, можно утверждать, что рациональное всегда дополняется иррациональным. Выделяют следующие ограничения рациональности:

1. онтологическая ограниченность рациональности — обусловленная "скрытостью" бытия, которая не допускает идеальных планов действий, производимых рациональным сознанием.

2. гносеологическое ограничение рациональности — обусловлено конечностью конкретно-исторического субъекта познания, т.е. тех форм познавательной деятельности, которые сложились для данного времени и доступны ему.

3. антропологическое ограничение рациональности — рациональность ограничена наличием у человека сенсорно-эмоциональных качеств.

4. биологическое ограничение рациональности — обусловлено наличием у человека физиологической стороны.

5. Экзистенциальное ограничение рациональности — вызвано иррациональными моментами в жизни человека2.

Таким образом, рациональность не может быть абсолютной, она может и должна быть дополнена иррациональными моментами.

Типы научной рациональности Сюжет 2 Классическая наука Читает профессор в Ш Сабиров

Рациональность как тип мышления и знания обладает следующими свойствами:

— Языковая выразительность (дискурсивность);

— Определенность понятий и суждений, их значение и смысл;

— Систематичность — наличие координационных и субординационных связей между понятиями и суждениями предметной области;

— обоснованность — наличие логических связей между суждениями;

— Рефлексивность — самоуправление процессом мышления;

— способность изменять и совершенствовать все компоненты знаний (прогрессивность);

— открытость к внутренней и внешней критике (критиканству).1

Научная рациональность — это специфический тип рациональности, характерный для науки; она отличается от общей рациональности более строгой экспликацией всех основных свойств рационального мышления (перечисленных выше); стремлением к максимально достижимой определенности, точности, доказательности, истинности знания. Характеристика науки как типа рациональности важна в том смысле, что она воспроизводит стандартную модель науки, ее "идеальный средний тип", то, что составляет специфику научного знания и что отличает его от всех других типов знания. В.В. Ильин выделяет следующие существенные признаки науки как типа рациональности: 1) прогрессивизм (совершенствование знаний); 2) правдивость (объективность, надежность); 3) критичность — открытость к критике и самокритике; 4) логическая организация (доказательность); 5) экспериментальная обоснованность (оправданность)2.

Научная рациональность всегда имеет конкретно-исторический характер, она обусловлена существующей научной парадигмой и в то же время реализуется в ней, в основаниях науки, в идеале научного знания и способах его достижения. В настоящее время принято выделять три основных типа научной рациональности — классическую, неклассическую и постклассическую.

Данный текст является вводным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Женская красота