1. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, социальный институт и особая сфера культуры
Primary tabs
- Вид (активная вкладка)
- Подробнее
Forums:
- Философия (φιλοσοφία)
Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, социальный институт и особая сфера культуры
Наука — это сфера человеческой деятельности, функция которой заключается в производстве и систематизации знаний о реальности.
Люди обычно не задумываются о реальности, в которой они живут. Для них это просто само собой разумеющийся факт. Наука, с другой стороны, требует осмысления этого факта.
Основные задачи науки: описывать, объяснять и предсказывать явления действительности на основе открытых ею законов.
В науке принято выделять следующие три компонента:
- наука как деятельность,
- как система научных знаний
- и как социальный институт.
Как познавательная деятельность
В научной деятельности принято распределение:
- тема,
- объект
- и сама деятельность, которая выражается в том, как субъект осваивает объект познания.
Субъектами научной деятельности являются не только отдельные ученые, но и группы ученых, научные сообщества и даже общество в целом.
Научная деятельность — это не только чисто интеллектуальная деятельность чистой мысли, но и ручные навыки в цепочке "ученый — научные приборы и инструменты".
Наука — это когнитивная деятельность (мышление), она включает в себя целенаправленную, познавательную, процессуальную и структурную деятельность.
Наука имеет своей конечной целью предсказание процесса преобразования объектов практической деятельности (объект в исходном состоянии) в соответствующие им продукты (объект в конечном состоянии).
Поэтому главная задача науки — определить законы, по которым изменяются и развиваются объекты.
В науке существует система, позволяющая отличать характеристики научного познания от обычного познания:
- Установка на исследование законов преобразования объектов и объективность научного знания, реализующего эту установку;
- Выход науки за рамки повседневного опыта и изучение ее объектов, независимо от существующих возможностей развития их производства.
Различают два уровня научного знания:
- эмпирический уровень
- и теоретический уровень.
Основной задачей эмпирического уровня является описание объектов и явлений, а основной формой получаемого знания — факт.
На теоретическом уровне изучаемые явления объясняются, а полученные знания фиксируются в виде законов, принципов и научных теорий, раскрывающих сущность изучаемых объектов.
Важнейшими способами обоснования полученных эмпирических знаний являются: многократная проверка путем наблюдений и экспериментов; обращение к первоисточникам, статистическим данным, которые проводятся учеными самостоятельно.
Продуктом научной деятельности является, прежде всего, знание. Но поскольку знание приобретается не только в науке, оно может быть научным или ненаучным.
Наука как деятельность, система знаний и социальный институт
Существует набор критериев научности, которые профессионалы могут использовать, чтобы легко отличить научную работу от ненаучной. Элементами научного знания являются факты, закономерности, теории, научные картины мира.
Ненаучное знание — это разговорное знание, искусство, религия, философия (в значительной степени), интуитивно-мистический опыт, экзистенциальный опыт и т.д.
Развитие различных методов наблюдения и экспериментов необходимо для получения научных знаний.
Как социальный институт и особая сфера культуры
Наука — это социальный институт, организация со специфическим разделением труда, специализацией, средствами регулирования и контроля.
Сегодня наука — это сложная, мощная система научных учреждений (образовательных, академических, прикладных), а также отраслей науки.
А 1.2 Что такое наука? — Философия науки для аспирантов
Наука как социальный институт включает в себя:
- Совокупность знаний и их носителей;
- Определенные познавательные цели и задачи;
- определенные функции;
- Специфические средства познания и институты;
- формы контроля,
- научные достижения;
- определенные санкции.
Научное сообщество может выступать в качестве:
- сообщество всех ученых;
- Национальное научное сообщество;
- Сообщество специалистов в определенной области знаний;
- Группа ученых, изучающих конкретную научную проблему.
Наука, как социокультурное явление, зависит от множества сил, действующих в обществе, и во многом определяет социальную жизнь.
Наука — это часть социальной памяти, она вплетена во все сферы человеческих отношений, прежде всего фундаментальных, и претендует на роль единственного стабильного и "истинного" основания культуры в целом.
Культурная сущность науки подразумевает этическое и ценностное содержание.
В классическом варианте — наука:
- относится к объективной природной и социальной реальности;
- каждое открытие связано с конкретным ученым;
- будучи интегрированным в социальный процесс, отвечает на идеологические запросы общества;
- используется как инструмент политики.
Официальная наука должна поддерживать основные идеологические установки общества и предоставлять интеллектуальные аргументы в поддержку государственных приоритетов.
Социальные науки (гуманитарные) находятся под большим идеологическим давлением; естественные науки — под меньшим.
Технические науки в основном ограничиваются применением и потребностями производства. Наука пытается быть антиидеологической, но не может освободиться от влияния общества.
Давление общества на науку также обусловлено тем, что она должна выполнять "социальный заказ", и ученый несет ответственность за последствия технологического развития.
Универсальными стандартами, предъявляемыми к ученому, являются:
- объективность,
- бескорыстие,
- стремление к истине,
- эмоциональная беспристрастность,
- представление обоснованной информации,
- исключение плагиата,
- точность котировок.