1. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, социальный институт и особая сфера культуры

1. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, социальный институт и особая сфера культуры

Primary tabs

  • Вид (активная вкладка)
  • Подробнее

vedro-compota

Forums:

  • Философия (φιλοσοφία)

Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, социальный институт и особая сфера культуры

Наука — это сфера человеческой деятельности, функция которой заключается в производстве и систематизации знаний о реальности.
Люди обычно не задумываются о реальности, в которой они живут. Для них это просто само собой разумеющийся факт. Наука, с другой стороны, требует осмысления этого факта.

Основные задачи науки: описывать, объяснять и предсказывать явления действительности на основе открытых ею законов.
В науке принято выделять следующие три компонента:

  1. наука как деятельность,
  2. как система научных знаний
  3. и как социальный институт.

Как познавательная деятельность

В научной деятельности принято распределение:

  1. тема,
  2. объект
  3. и сама деятельность, которая выражается в том, как субъект осваивает объект познания.

Субъектами научной деятельности являются не только отдельные ученые, но и группы ученых, научные сообщества и даже общество в целом.
Научная деятельность — это не только чисто интеллектуальная деятельность чистой мысли, но и ручные навыки в цепочке "ученый — научные приборы и инструменты".
Наука — это когнитивная деятельность (мышление), она включает в себя целенаправленную, познавательную, процессуальную и структурную деятельность.
Наука имеет своей конечной целью предсказание процесса преобразования объектов практической деятельности (объект в исходном состоянии) в соответствующие им продукты (объект в конечном состоянии).
Поэтому главная задача науки — определить законы, по которым изменяются и развиваются объекты.

В науке существует система, позволяющая отличать характеристики научного познания от обычного познания:

  • Установка на исследование законов преобразования объектов и объективность научного знания, реализующего эту установку;
  • Выход науки за рамки повседневного опыта и изучение ее объектов, независимо от существующих возможностей развития их производства.

Различают два уровня научного знания:

  1. эмпирический уровень
  2. и теоретический уровень.

Основной задачей эмпирического уровня является описание объектов и явлений, а основной формой получаемого знания — факт.
На теоретическом уровне изучаемые явления объясняются, а полученные знания фиксируются в виде законов, принципов и научных теорий, раскрывающих сущность изучаемых объектов.

Важнейшими способами обоснования полученных эмпирических знаний являются: многократная проверка путем наблюдений и экспериментов; обращение к первоисточникам, статистическим данным, которые проводятся учеными самостоятельно.

Продуктом научной деятельности является, прежде всего, знание. Но поскольку знание приобретается не только в науке, оно может быть научным или ненаучным.

Наука как деятельность, система знаний и социальный институт

Существует набор критериев научности, которые профессионалы могут использовать, чтобы легко отличить научную работу от ненаучной. Элементами научного знания являются факты, закономерности, теории, научные картины мира.
Ненаучное знание — это разговорное знание, искусство, религия, философия (в значительной степени), интуитивно-мистический опыт, экзистенциальный опыт и т.д.

Развитие различных методов наблюдения и экспериментов необходимо для получения научных знаний.

Как социальный институт и особая сфера культуры

Наука — это социальный институт, организация со специфическим разделением труда, специализацией, средствами регулирования и контроля.
Сегодня наука — это сложная, мощная система научных учреждений (образовательных, академических, прикладных), а также отраслей науки.

А 1.2 Что такое наука? — Философия науки для аспирантов

Наука как социальный институт включает в себя:

  • Совокупность знаний и их носителей;
  • Определенные познавательные цели и задачи;
  • определенные функции;
  • Специфические средства познания и институты;
  • формы контроля,
  • научные достижения;
  • определенные санкции.

Научное сообщество может выступать в качестве:

  • сообщество всех ученых;
  • Национальное научное сообщество;
  • Сообщество специалистов в определенной области знаний;
  • Группа ученых, изучающих конкретную научную проблему.

Наука, как социокультурное явление, зависит от множества сил, действующих в обществе, и во многом определяет социальную жизнь.

Наука — это часть социальной памяти, она вплетена во все сферы человеческих отношений, прежде всего фундаментальных, и претендует на роль единственного стабильного и "истинного" основания культуры в целом.

Культурная сущность науки подразумевает этическое и ценностное содержание.
В классическом варианте — наука:

  • относится к объективной природной и социальной реальности;
  • каждое открытие связано с конкретным ученым;
  • будучи интегрированным в социальный процесс, отвечает на идеологические запросы общества;
  • используется как инструмент политики.

Официальная наука должна поддерживать основные идеологические установки общества и предоставлять интеллектуальные аргументы в поддержку государственных приоритетов.

Социальные науки (гуманитарные) находятся под большим идеологическим давлением; естественные науки — под меньшим.
Технические науки в основном ограничиваются применением и потребностями производства. Наука пытается быть антиидеологической, но не может освободиться от влияния общества.
Давление общества на науку также обусловлено тем, что она должна выполнять "социальный заказ", и ученый несет ответственность за последствия технологического развития.

Универсальными стандартами, предъявляемыми к ученому, являются:

  • объективность,
  • бескорыстие,
  • стремление к истине,
  • эмоциональная беспристрастность,
  • представление обоснованной информации,
  • исключение плагиата,
  • точность котировок.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Женская красота