Главная » Бытовая жизнь

Как научить ребенка говорить Р ?

Как правило, к двум годам дети начинают переходить со своего «птичьего» языка на язык общения взрослых. Деткам в таком возрасте довольно тяжело поддаются сложные для произношения слова. Обычно они состоят из одного-трех слогов, а если слова трудновыговариваемые, то ребенок их по-своему сокращает и переставляет буквы.

Тем не менее, к трем годам ребенок обращает отдельно взятые слова в фразы и предложения, речь становится более понятной и правильной. Единственное, что часто остается неизменным – неспособность произнести некоторые сложные для произношения буквы, например, свистящие и шипящие звуки, буквы р и л., которые пропускаются или заменяются на более простые.

Возрастные нормы

Многие родители задаются вопросом, как научить трехлетнего ребенка произносить букву, которая у них не получается? Прежде, чем волноваться и бежать к врачу, стоит ознакомиться с определенными возрастными нормами, согласно которых в том или ином возрасте такое речевое поведение детей вполне допустимо. Обычно у детей речь формируется таким образом:

  • В возрасте 1-2 месяцев ребенок начинает издавать первые звуки – «а», «е», «о» и «у».
  • В возрасте 2 месяцев ребенок начинает эти звуки связывать с согласным «х», в результате чего получаются «ха», «хе» и «хо».
  • В 3 месяца появляются звуки, близкие к «в», «с», «ф» или фонеме английского языка «th».
  • В период с 3 до 6 месяцев звуки, издаваемые малышом, имеют гортанное происхождение, них не учувствуют язык и губы.
  • С 7 до 12 месяцев преобладающим в произношении является гласный звук «а» и согласные «б», «к», «м», «п», «т», иногда возможны и другие звуки. Стоит отметить, что звуки еще неустойчивые и произноситься в форме маленьких звукосочетаний.
  • В возрасте 12 месяцев преобладают «а», «б», «г», «д», «и», «к», «м», «н» «п», «т», «у». Иногда детки произносят большее количество звуков или, наоборот, меньше и не отчетливо. Это не является отклонением.
  • В 1 до 2 года отчетливыми становятся «а», «е», «о» и «у». Может происходить замена «э», «ы» на «и». Большинство согласных детки зачастую произносят неправильно, заменяют их на более легкие в плане артикуляции, или же не произносят вовсе. Так же происходит замена твердых согласных мягкими – «г», «д», «с», «з» на звукосочетания «гя», «дя», «ся», «зя» и др. Нормой считается отсутствие «л» и «р, рь».
  • В 2-3 года обычно звуки «б, бь», «в, вь», «г, гь», «д, дь», «к, кь», «ль», «м, мь», «н, нь», «п, пь», «сь», «т, ть», «ф, фь», «х, хь» произносятся правильно. Отсутствие, пропуск или подмена «л», «р, рь», а так же свистящих и шипящих носят физиологический характер и не является отклонением.
  • В возрасте 3-4 лет «з», «с» и «ц» обычно сменяются на «зь», «сь», «т, ть», шипящие звуки на свистящие, либо вообще опускаться. «Л» и «р» могут при произношении слов упускаться или заменяться «й», «ль».
  • В 4-5 лет звуки практически отсутствуют проблемы в произношении детьми большинства звуков. Тем не менее «ц» и «ч», могут упускаться или сменяться звуками «с», «ть», «щ». Могут также не выговариваться «л» и «р», заменяясь на «й», «ль», «рь».
  • В 5-6 лет дети должны уметь правильно выговаривать все звуки, речевых отклонений быть не должно.

То есть, если ребенок до 5 лет не произносит букву «р» – это неотклонение, а физиологическая норма. Но, в том случае, когда некие несоответствия относительно возрастных норм и произношения звуков присутствуют, вероятнее всего, ребенку нужен логопед.

Особенности неправильного произношения

Прежде, чем приступить в методикам и понять, как научить ребенка говорить букву л или р, рассмотрим допустимые и недопустимые особенности произношения в возрасте от 3 до 7 лет. В 3-4 года еще недостаточно чистое звучание речи, зачастую проявляющееся в смягчении звуков, замене шипящих свистящими, неспособности выговаривать звуки р и л, замене к-т и г-д, оглушении звонких.

Особенностью произношения слов является правильное и неправильное произношение одних и тех же звуков в разных звукосочетаниях, например, если 2-3 согласных звука стоят подряд. Кстати, иногда это связано не с трудным произношением, а с подобностью звуков, когда один из нескольких быстрее запоминается. Так же не редко детки переставляют звуки и слоги в словах.

У большинства детей такие особенности произношения проходят к 4,5 годам, правда иногда новыми звуками заменяются в словах те, которые раньше сами были заменителями (еще не понимая, где р или другие нужны, а где – нет). Но, не смотря на то, что к 5-6 годам у детей обычно речь формируется окончательно, 15-20 % все же имеют проблемы с чистотой речи и искажением ж, л, ф, ч, ш, что приводит к картавости и шепелявости. Более серьезными отклонениями являются заикание и сложная дислалия, хотя процент их довольно маленький. Чаще дети неправильно расставляют ударения и «глотают» окончания в словах.

Важно то, что речь играет большую роль в формировании характера ребенка. Дефекты речи могут негативно сказаться на психологическом состоянии ребенка и его отношениях со сверстниками, например, если ребенок в детском саду поддается насмешкам, обидным замечаниям, не может принимать участие в выступлениях по причине своих особенностей произношения.

image-4838

Такой ребенок обижен, замкнут, молчалив, неуверенный в своих силах и в будущем скорее выберет профессию не связанную с интенсивным общением. Хотя, если такой ребенок не ходит в садик или не сталкивается в кругу сверстников с психологическим давлением – дефекты речи не будут иметь негативного влияния, ребенок будет раскован и общителен.

Если в семье кто-либо имеет дефекты в звукопроизношении, у ребенка больше шансов научится воспринимать фонематические единицы языка неправильно (слоги, слова, интонации и т.д.). Начинает ребенок усваивать фонетическую систему с 1,5 года и заканчивает в 4-5 лет.

Большую роль в правильности ее формирования играет развитие фонетического слуха – способности распознавать звуковой состав слов, отсутствие которого делало бы невозможным произношение простейших звуков. Для этого необходимо ребенка управлению собственными речевыми органами, восприятию речи обращенной к нему, контролировать речь (свою и окружающих).

Причиной нарушений звукопроизношения так же может быть анатомическая проблема, нарушающая артикуляцию – неправильный прикус (устраняется врачом-ортодонтом) или укороченная уздечка (быстро и легко исправляется врачом-хирургом). Однако, бываю более серьезные причины, например, незрелость речевых зон (у болезненных детей) и органические поражения ЦНС.

При нарушениях двигательной системы так же может запаздывать становление речи. Стоит отметить, что сами по себе дефекты речи не исчезают, только создавая способствующие само коррекции условия (обучение, упражнения и т.д.), родители смогут помочь своим деткам.

Практические советы

Существуют разные методики, которые могут улучшить произношение звуков детьми и устранить определенные речевые дефекты. Правильная постановка звуков, в том числе и р, состоит из трех стадий:

  • обучение ребенка произношению звука р отдельно от других звуков;
  • отработка правильного произношения в слогах и словах данного звука;
  • проработка звука р в предложениях, скороговорках и в речи в целом.

Такие занятия могут проводиться как специалистом, так и родителями самостоятельно. Многих проблем с произношением сложных звуков можно избежать, если начать заниматься с ребенком как можно раньше. Если поход к специалисту, который может обучить родителей таким методикам, является проблематичным, то в интернете можно найти профессиональное обучающее видео интересующей тематики.

В любом случае, даже при соблюдении всех рекомендаций по обучению детей правильной артикуляции, родителям придется запастись терпением, так как научить ребенка говорить букву, сложную для произношения, довольно трудное занятие, требующее терпения и регулярности занятий.

Кроме того, занятия должны доставлять ребенку удовольствие, поэтому их предпочтительно проводить в игровой форме – взрослым такие упражнения кажутся простыми, однако для ребенка это очень тяжелый труд, иногда доставляющий дискомфорт и даже болезненные ощущения.

Можно придумать или найти в литературе разнообразные стишки и потешки с использованием проблемной буквы, так же можно организовать игру, в том числе и активную, возможно с мячом, где тема произношения звуков будет затрагиваться косвенно. Следует помнить о том, что перед началом тренировки нужно делать разминку, состоящую из 4-5 упражнений (например, «Малярная кисть», «Маятник», «Гармошка», «Чистка зубов», «Комарик»).

Помимо постановки какой-либо трудновыговариваемой буквы, улучшает произношение артикуляционная гимнастика. Она поможет сформировать правильную речь ребенка в дальнейшем.

Стоит отметить, что подбирая для занятия со своим ребенком видеоурок или какую-либо другую информацию, касающеюся логопедических упражнений, желательно обращать внимание на рекомендации профессиональных логопедов и помнить о возрастных нормах.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезды6 Звезды (1 голосов, в среднем: 6,00 из 6)
Loading...
Еще с сайта:
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля