Главная » Без рубрики

Что должен уметь ребёнок в 4 года?

Каждый возрастной этап жизни ребёнка уникален и имеет свои отличительные особенности. Итак, ребёнок достиг четырёхлетнего возраста. К сожалению, большинство родителей недооценивают возможностей этого возраста, считают, что еще время есть и занятия познавательного характера ещё не нужны.  Когда же до школы остаётся год, начинают чрезмерно «увлекаться» обучением. А результат, как правила, не радующий: у ребенка нет желания учиться, частые занятия приводят к переутомлению. Поэтому важно не привести к негативным последствиям.

Так, большинство малышей 4 года посещают детский сад и хорошо адаптированы к выдвигаемым там требованиям.  Поэтому родителям нужно сконцентрировать своё внимание на образовательной деятельности детей, программах, реализуемых в дошкольном учреждении. Специалисты в этом отношении оказывают неоценимую помощь, разрабатывая консультации разной тематики, как индивидуальные, так и групповые, которые способствуют повышению педагогической грамотности родителей

Физическое и психическое развитие

Дети этого возраста уже достаточно самостоятельны в своих действиях, легко и быстро передвигаются, свободно владеют своим телом. Специалисты считают, что в плане физического развития, ребёнок должен уметь следующее:

  • самостоятельно, быстро бегать без частых падений;
  • стоять на одной ноге непродолжительное время;
  • прыгать на одной и двух ногах;
  • подниматься и спускаться по лестнице, поочерёдно переставляя ноги;
  • бросать и ловить мяч обеими руками;
  • самостоятельно управлять трёхколёсным велосипедом и с помощью взрослого - двухколёсным;
  • перешагивать и перепрыгивать невысокие препятствия.

Психическое и эмоциональное ребёнка стоит на одной ступени с физическим, поэтому важно вовремя реагировать на возникающие проблемы. Ребенок уже знает и пользуется принятыми в обществе нравственными нормами поведения, но для привлечения к себе внимания со стороны может устраивать наигранные истерики, капризничать без повода. В этом возрасте уже можно заметить слабые и сильные стороны характера, наличие лидерских способностей.

img1
image-4681

Так или иначе этот важный этап становления личности ребенка нельзя пропустить, помощь, поддержка со стороны взрослых обязательна. Но важно не перестараться – не льстите, не хвалите просто так, наоборот воспитывайте в нём уверенность в себе, самостоятельность, сдержанность, умение отвечать за свои поступки. Эмоции пока ещё имеют значительный вес в поведении ребёнка, но ближе к пятилетнему отрезку малыш постепенно начинает их контролировать. Психологи выделили круг сформированных умений четырёхлетнего малыша:

  • выражает эмоции и чувства;
  • определяет настроение человека;
  • может изобразить мимикой любую эмоцию;
  • способен признать свою вину и попросить прощения;
  • активно общается со сверстниками;
  • может посочувствовать и пожалеть;
  • стремится не конфликтовать;
  • радуется родным и близким, но может замкнуться в присутствии незнакомых людей.

Активным помощниками выявления указанных умений являются психологические тесты, которые могут проводить родители, но лучше обратиться к опытным педагогам-психологам. В этом возрасте уместны тесты на выявление детских страхов, тревожности; определение темперамента, эмоционального отношения к нравственным нормам, агрессивности ребёнка и многие другие. Психологические тесты позволяют подробно разобраться чувствах и эмоциях, переживаемых ребёнком, которые он еще не может объяснить или скрывает.

Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания

  • самостоятельно умываться, пользоваться мылом, втираться полотенцем;
  • частить зубы;
  • пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Есть самостоятельно, не проливать пищу, убирать за собой посуду, помогать сервировать стол.
  • самостоятельно одеваться, застёгивать пуговицы, молнии, обуваться, используя помощь взрослых в трудных случаях (шнурование, завязывание). Сворачивать одежду и убирать в шкаф;
  • расчёсывать короткие волосы;
  • не ломать, не разбрасывать игрушки,  после игры убирать на место.

Мелкая моторика

  • соединять пальцы, имитируя «фонарики».
  • поочерёдно показывать пальцы;
  • надевать на нитку или шнурок бусины;
  • выполнять задания со шнуровкой, самостоятельно застёгивать кнопки, пуговицы, молнию, липучки, крючки;
  • штриховать и раскрашивать предметы не выходя за контур.

Развитие речи.

Формирующаяся речь малыша претерпевает заметные изменения, теперь это не только способ передачи информации, но и помощник в управлении своим поведением, планировании своих действий. Словарный запас значительно увеличивается и речь становится более развёрнутой, чёткой. Важно отметить, что речевое развитие девочек и мальчиков имеет особенности. Речь девочек более эмоциональна, точна и понятна. Мальчики выдают какую-то информацию, поэтому говорят коротко, могут неправильно выговаривать слова.

В речевом развитии ребёнок должен уметь:

  • правильно произносить все звуки (возможны трудности со звуками «р», «л»);
  • последовательно связно высказываться;
  • использовать все части речи, соотносить их в роде, числе и падеже;
  • задавать и отвечать на вопросы;
  • составлять рассказ из личного опыта, по картине, серии картин (3-4 предложения);
  • слушать и пересказывать несложный текст, отвечать по содержанию;
  • образовывать форму множественного числа имён существительных;
  • правильно употреблять предлоги;
  • рассказывать народные сказки, читать наизусть стихи разной тематики, малые фольклорные формы (потешки, считалки и т.д.)

Окружающий мир.

Ребёнку необходимо знать и уметь:

  • своё имя, фамилию, возраст, домашний адрес;
  • фамилии, имена, профессии  родителей;
  • различать и знать на вкус несколько овощей, фруктов, ягоды,
  • находить в природе 3-4 дерева, кустарника, травянистых растений;
  • называть и показывать на картинке домашних и диких животных, их детёнышей; домашних, перелётных и зимующих птиц; насекомых;
  • владеть обобщающими понятиями «Мебель», «Посуда», «Бытовая техника»;
  • называть и показывать части тела и лица;
  • выделять отличительные особенности нескольких профессий;
  • характеризовать сезонные изменения;
  • называть разные виды одежды и обуви, их части.

Математика

Малыш в возрасте до пяти лет должен уметь:

  • считать в пределах пяти прямо и обратно, соотносить количество предметов с цифрой;
  • сравнивать две группы предметов, уравнивать двумя способами;
  • различать квадрат, круг, треугольник, прямоугольник;
  • сравнивать предметы по длине, ширине, высоте;
  • пользоваться понятиями «лево-право», «больше-меньше-столько же»;
  • находить отличия между 2-я картинками;
  • складывать пазлы, картинку из четырёх частей;
  • выделять лишнее из группы предметов и объяснить выбор;
  • находить предмету пару.

Продуктивная деятельность.

В рисовании и лепке важно:

  • уметь держать карандаш, кисть, пользоваться акварелью и гуашью;
  • передавать форму предметов, соотносить части по величине, аккуратно закрашивать;
  • составлять узор на полосе, круге, квадрате, чередуя элементы;
  • создавать сюжетный рисунок из нескольких предметов;
  • рисовать по замыслу; по образцу;
  • пользоваться приёмами оттягивания, вдавливания, сглаживания;
  • лепить предметы из нескольких частей;
  • использовать стеку.

В аппликации и конструировании необходимо уметь:

  • держать ножницы, пользоваться кистью для клея, разрезать по диагонали квадрат и прямоугольник, вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, резать по косой;
  • правильно располагать части предмета на листе и аккуратно наклеивать
  • сгибать лист пополам и по диагонали;
  • составлять узор из растительных и геометрических элементов;
  • называть и показывать строительные формы;
  • воспроизводить постройки, придуманные самостоятельно и по образцу.

Чтобы родители смогли выявит уровень физического, психического, интеллектуального развития ребёнка и вовремя заметить проблему, педагогами разных уровней разработаны тестовые задания. Но для плодотворной, результативной работы необходимо придерживаться некоторых правил: ребёнок должен быть настроен на работу, не быть уставшим, раздражённым; все задания должны быть организованы в игровой форме; тон взрослого – спокойный, доброжелательный; обязательно соблюдены временные рамки 10-15 минут.

img2
image-4682

Чтобы видеть динамику развития, тестовые задания лучше предлагать в 4 – 4 года и 2 месяца и ближе к пяти. Один из вариантов тестового задания, « + », если ребенок ответил правильно на все вопросы:

  1. Что я знаю о себе? (имя, фамилия, пол, возраст).
  2. Перед ребёнком картинки с изображение одежды, мебели, посуды. Нужно объединить их в группы и назвать обобщающее понятие.
  3. Расположить предметы в хаотичном порядке, ребёнку нужно их посчитать и найти соответствующую цифру.
  4. Определить форму предметов.
  5. Сравнить полоски по длине, ширине, высоте.
  6. Взрослый называет 5 слов, ребёнок их должен запомнить и назвать.

Результат:

все « + »  – развитие ребенка по возрасту.

один « — »  – нужно обратиться к тестам для детей 3-х лет, если все ответы верны, то ребёнок развит по возрасту.

два и более « — »  - вероятно нужна помощь психолога.

Основная задача воспитания и развития ребенка четырех лет - не препятствовать в желании малыша узнавать что-то новое, причём в больших дозах; продолжать учить правильному общению со взрослыми, сверстниками; знакомить с нормами поведения в гостях, общественных местах; помогать развивать способности (музыкальные, художественные, артистические и т.д).

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезды6 Звезды (2 голосов, в среднем: 4,50 из 6)
Loading...
Еще с сайта:
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля